Первое упоминание о находящейся в "воронежском кремле"
(крепости) церкви относится к 1676 г.
Именовалась она тогда "Преображения
Господа нашего Иисуса Христа".
Архимандрит Димитрий (Самбикин)
считал, что Спасская церковь
выстроена вместо нее. Но мне кажется,
что ближе к истине автор статьи о
храме в "Воронежской старине"
(1905) Т.Д. Попов который отмечал, что
Преображенский храм уже в раннюю
пору одновременно именовался
Спасским. Есть об этом упоминание в
документах, да и древняя икона
Преображения Господня оставалась
особо чтимой в новом храме.
С 1741 г. начинается история
каменного здания. В тот год посадские
люди во главе со священником
Михаилом Феоктистовым обратились к
епископу Иоакиму с просьбой
разрешить построить "наместо
обветшавшей деревянной церкви
всемилостивого Спаса каменную во имя
же всемилостивого Спаса". В
следующем году среди прихожан был
пущен подписной лист по сбору "храмосозидательных"
средств. Суммы вносились самые
разные, в зависимости от достатка от
нескольких копеек до четырехсот
рублей. Первоначальный капитал
скопили, и в 1744 г. новый иерарх
Феофилакт разрешил приступить к
переустройству церкви. С работами,
требовавшими тонкого мастерства и
тщательного соблюдения
технологического цикла, не
торопились. Придел во имя святого
Николая Чудотворца епископ освятил 11
ноября 1750 г. Основной же храм во
имя нерукотворного Спаса был
завершен пять лет спустя, к 1755 г.
В XIX в. Спасской церкви пришлось
претерпеть немало перестроек. В 1841 г. была расширена трапезная с
алтарями, переделаны ее своды. В 1851
году вместо "низкого, темного и
непоместительного" выстроен новый
главный алтарь.
В 1854 г. в старой колокольне
обнаружились опасные трещины,
угрожавшие обвалом. Местный
архитектор Е. Х.
Гиацинтов (1825 - после 1861) предложил
возвести заново четырехъярусную
колокольню и вынести приделы из
трапезной к главному алтарю. Его
проект отправили на рассмотрение в
столицу, где "для большей
устойчивости церкви и для
благовидности фасада" чертежи
решено было доработать. Этим занялся
кто-то из главного строительного
ведомства.
Проект перестройки Спасской церкви
утвердил сам Александр II 29
января 1857 г. Работы по нему были
осуществлены в 1857-1859 гг., хотя и не
полностью: колокольня по сравнению с
первоначальным замыслом была
снижена и оказалась
двухъярусной. По обе стороны ее
первого яруса пристроили караулку и
кладовую, при входе - паперть.
Позже вокруг церкви в два приема
возвели ограду, в 1880 г. устроили
новые иконостасы. В 1859 г.
купеческая вдова О.Я. Синицына внесла
пожертвования на содержание
престарелых и одиноких женщин, в 1895 г. к этому еще прибавился дар купца
Ф.Ф. Бухонова. На эти
деньги в конце века близ церкви была
построена небольшая каменная
богадельня. В это же время появилась
школа грамоты для начального
обучения окрестной детворы.
Клир Спасской церкви насчитывал трех
человек: священник, дьякон и
псаломщик. Жалованием им служили
арендная плата за 17 десятин пашенной
земли, банковские проценты с пяти с
половиной тысяч рублей и доброхотные
подаяния за исполнение треб.
Священники этой церкви наряду со
служением в ней преподавали в
различных учебных заведениях. В XVIII в. служил здесь
отец Михаил Спасовский (1719 - 1779). С 1863
по 1865 гг. священником был Михаил
Иванович Некрасов, постригшийся
позже в монахи и достигший
епископского достоинства с именем
Лаврентия. Его сменил до 1874 года отец
Иван Смириицкий. В 1883-1901 гг.
настоятелем у Нерукотворного Спаса
был Александр Васильевич Палицын,
перешедший затем к Чугуновской
кладбищенской церкви. С 1901 г. в
Спасском храме обретался Тихон
Дмитриевич Попов, который вскоре
приобрел известность как богослов.С момента создания
Сельскохозяйственного института в
1913 г. он занял там кафедру
богословия, стал профессором, был
избран депутатом в четвертую
Государственную Думу. Еще пару
десятилетий назад его считали ярым
реакционером, и в качестве
иллюстрации приводили слова,
сказанные им в 1906 г. с амвона
церкви: "Если вы, братие, увидите
вора, разбойника, мошенника,
протяните этим несчастным руку, но
если вы встретите социалиста или
толстовца, то плюньте на них и бежите
от них".
Перед революцией ее приход
насчитывал 111 дворов, 631 человека.
Прихожане были рассеяны по всему
Воронежу, жили даже в пригородной
слободе Чижовке. Это приводило к
отсутствию тесных связей прихожан с
храмом и пастырем, к их взаимному
отчуждению.
Революция 1917 г., которую встретил в
Спасской церкви священник В. А.
Милоградский, сразу вроде бы не
внесла особых перемен в веками
отлаженную религиозную жизнь. Но это
оказалось началом конца,
предвестником скорой гибели.
В начале 1930-х гг. храм у верующих
отобрали, общину разогнали. Здание
передали госархиву под хранилище
документов. Архив владеет им не
единолично, а делит с типографией
Управления внутренних дел. У семи
нянек, как известно, дитя без глазу.
Колокольня и купол оказались
усеченными, вся церковь из-за этого
выглядит придавленной к земле.
Спасская церковь состоит на
государственной охране как памятник
архитектуры республиканского
значения. Но что реально дает ей этот
почетный статус? Ни денег, ни
стройматериалов ее совладельцы не
имеют, а сейчас и вовсе
чувствуют себя здесь временными
жильцами.
Только в конце 1993 года
Спасскую церковь возвратили епархии.
|