В Воронеже было только две одноименные церкви - Вознесенская
приходская и Вознесенская кладбищенская. Этой второй, не имевшей
прихода и больше известной под названием Чугуновской, и посвящен
данный очерк. О религиозном празднике, давшем ей имя, речь уже шла.
В дополнение к существовавшим Терновому и Предтеченскому в начале
XIX в. возникло еще одно городское кладбище. Под него отвели
обширный участок в конце Старо-Московской улицы, обязанной своим
названием проходившей здесь некогда дороге на Москву. По
генеральному плану 1774 г. выезд в первопрестольную был переведен на
Большую Московскую улицу, старый тракт запустел. Четверть века
спустя Старо-Московская (позже - Большая Садовая, ныне улица К.
Маркса) стала упираться в погост.
Судя по планам города, церковь и кладбище появились одновременно. В
1808 г. в створе улицы была построена Вознесенская церковь, она и
дала официальное имя кладбищу. Но оно практически не употреблялось,
все горожане знали кладбище как Чугуновское. Не потому, что
местность примыкала к железной дороге, или "чугунке", - ее еще тогда
не было, - а потому, что храм строился на пожертвования богатого
купца Самуила Никитича Мещерякова, за огромную физическую силу
прозванного "Чугунным". Каменная с трехъярусной колокольней церковь,
построенная в стиле зрелого классицизма, имела в ряд с главным
алтарем два придела: апостола Иоанна Богослова и Владимирской иконы
Божией Матери.
Вознесенский храм не отапливался и поэтому считался холодным, или
летним. Десятилетие спустя после его появления на кладбище начали
строить вторую церковь, что было исключительным случаем. Народное
предание, записанное Д.И. Самбикиным, дает этому событию такое
толкование. Побуждением к постройке второй церкви стало то, что во
вновь возведенной повесилась какая-то девушка. В храме уже был
поставлен иконостас, рабочие отправились обедать и по возвращении
увидели самоубийцу. По решению епархиального начальства Вознесенская
церковь до времени оставалась неосвященной.
Возможно, все произошло именно так, как это сохранила народная
память, но можно найти и другую, более логичную причину: желание
иметь теплый храм для зимнего времени. И эта церковь была построена
по обету и на средства купца Мещерякова в 1822-1824 гг. наименовали
ее во имя Самуила. Святой Самуил - учитель добра и справедливости у
евреев, провозвестник воли Божией и пророк Господень. Его мощи были
перенесены в Константинополь в 406 г. императором Аркадием.
Престольный праздник отмечается 20 августа (2 сентября). В его
память в епархии был единственный храм.
Церковь святого Самуила была меньших размеров без колокольни и
внешним видом походила на длинный полуовальной формы дом.
Биографических сведений о благотворителе Самуиле Мещерякове, к
сожалению, я не отыскал. Возможно, позже он переехал в Киев: там
тоже была церковь, построенная на его средства и известная как
Чугунная.
Кладбищенская церковь сохранила часть своих документов, оказавшихся
в архиве. В приходо-расходной книге, заведенной в мае 1824 г. и
полученной "из консистории для записки имеющего быть в оной церкви
прихода во всем по разосланным образцам", отражен бюджет церкви.
Доходных статей значилось немного: продажа воска, свечей, исполнение
погребальных треб, кружечный сбор - это давало от пятидесяти до ста
рублей в месяц. Первоначально клир Вознесенской церкви состоял из
одного штата (4 человека); в 1822 г. был добавлен еще один
священник, но без особого причта. В это время здесь служили отцы
Иоанн Новгородов и Николай Петров. В 1842 г. в связи со
строительством еще двух кладбищенских церквей, Всесвятской и
Терновой, место второго священника упразднили, хотя с 1845 по 1858
г. в ней числился временно прикомандированный батюшка из армян. Для
причта имелся каменный под церковный дом. В 1863 г. протоиерей из
Новохоперска, живший в Воронеже на покое, подарил еще один
деревянный обложенный кирпичом дом на Старо-Московской улице "на
поминовение жены его с чадами".
На жалованье причту шли проценты с капитала в десять тысяч восемьсот
семьдесят один рубль, на содержание и ремонт церкви имелись семь
тысяч двести восемьдесят шесть рублей кредитными билетами. Из
приходо-расходной книги видно, что в 80-е гг. прошлого столетия
священник Николай Хитров начал сбор пожертвований "на украшение
храма", а затем и "на расширение храма". В 1883 г. купец Иосиф
Гаврилович Синицын внес четыреста пятьдесят рублей, в 1900 г.
церковный староста Никанор Яковлевич Пучков - четыре тысячи пятьсот
рублей, купец Паньшин - пятьсот рублей, общество слободы Ямской -
триста рублей. На рубеже столетий в Вознесенской и Самуиловской
церквах служили священники Георгий Алферов (в 1900 г. поставленный
ключарем в Троицкий кафедральный собор), Симеон Замахаев и Александр
Палицын. По всей видимости, в начале XX в. Вознесенская церковь была
перестроена, но характер работ мне остался неизвестным.
В XIX в. Чугуновокое кладбище стало одним из самых крупных в
Воронеже. Оно подразделялось на нескользко частей. Справа, примерно
там, где телецентр, погребали лютеран; на северной окраине, ближе к
улице Третьего Интернационала, было военное кладбище; рядом с
городской тюрьмой - больничное и арестантское. На военном кладбище
13 июня 1899 г. была освящена часовня без самостоятельного штата.
Она сооружена во имя Всех святых по чертежам начальника Воронежской
инженерной дистанции, полковника Главацкого. Строилась часовня на
средства гарнизона и на частные пожертвования.
На кладбище за век с четвертью его существования были погребены
тысячи воронежцев. Среди них были и те, чьи имена хорошо известны
любителям старины: участники Отечественной войны 1812 г. полковник
Михаил Матвеевич Петров (1780-1858), подполковник Алексей Иванович
Самбурский (1788-1862), генерал-лейтенант Аполлон Никифорович Марин
(1789-1873), литератор Виктор Антонович Дьяченко (1818-1876),
начальница Воронежского епархиального училища Надежда Алексеевна
Колодкина (1810-1895), историк и краевед Григорий Михайлович
Веселовский (1837-1896), издатель "Филологических записок" Алексей
Андреевич Хованский (1814-1899), директор реального училища Василий
Васильевич Вяхирев (1837- 1899)... Кстати, о плачевном состоянии
могилы Дьяченко не раз в конце прошлого века писала газета "Дон".
В мартирологе Чугуновского кладбища немало купцов, чьими усилиями
держалась местная торговля: Никифор Никифорович Паньшин (1897),
Викторин Викторович Титов (1898), Николай Андрианович Харин (1899).
Последний вел собственное дело с 1834 г. Удостаивались персональных
некрологов и люди, жизнь которых внешне была ничем не
примечательной. 22 октября 1899 года похоронена мещанка Прасковья
Андреевна Зацепина, скончавшаяся в возрасте 110 лет. Смерть вдовы
унтер-офицера Кадетского корпуса Евдокии Григорьевны Вишняковой,
случившаяся 21 ноября того же года в богадельне при Чугуновской
церкви, привлекла внимание газет: все свои деньги она завещала на
строительство Владимирского собора.
Лютеранское, или немецкое, кладбище было обустроено в 1866-1868 гг.
и имело отдельный вход с улицы Пограничной. Этот участок точнее было
бы назвать иноверческим, поскольку здесь хоронили представителей
всех религий кроме иудеев. Это кладбище считалось лучшим в Воронеже
по планировке, озеленению (труд принял на себя садовод Карлсон) и
образцовому содержанию. Место погребения не должно было внушать
родственникам страха смерти.
Перечисление всех, кто покоился на лютеранском кладбище, могло бы
занять много места. Ограничимся лишь десятком имен. Владелец нотного
и музыкального магазина Василий Федорович Кастнер (1895),
преподаватель немецкого языка в гимназии Вильгельм Эрнестович
Гиттерман (1821-1895), пастор евангелической церкви Эдуард
Эдуардович Фере (1834-1895), вдова действительного статского
советника Мария Петровна Шуинг (1895), содержательница женской
гимназии Александра Николаевна Гоголь-Яновская (1843-1895), жена
фабриканта Анна Григорьевна Столль, урожденная Айдарова (1863-1899),
член Окружного суда Александр Демьянович Перевертанный-Черный
(1899), вдова генерал-майора Мария Николаевна Тавастшерна (1899),
архитекторы Антон Станиславович Купинский (1828-1908) и Александр
Антонович Кюи (1824-1909). Над могилой управляющего железной дорогой
Стойкова была воздвигнута деревянная часовня, внутри наполненная
венками и цветами. В этом уголке было немало могил православных. К
примеру, в июне 1898 г. похоронили предводителя дворянства
Воронежского уезда статского советника Михаила Павловича
Савостьянова, два месяца спустя - Варвару Павловну Савостьянову.
Кладбище и церкви продолжали действовать и после революции. За
1921-1927 гг. сохранилась "записная книга о родившихся и
крестившихся, умерших и погребенных на Вознесенском кладбище". Трое
священников - Иоанн Аскоченский, Александр Палицын и Василий Дикарев
- едва успевали исполнять требы. Среди записей о крещении
встретилась и такая, чрезвычайно любопытная: 25 сентября 1922 г.
родился, 7 ноября крещен младенец Платон, родители - Андрей
Платонович Климентов-Платонов и Мария Александровна, воспреемники -
Георгий Стефанович Малюченко и Зинаида Васильевна Смолякова.
Негативное отношение новой власти к религиозным церемониям
отразилось и в метрических книгах, куда священник однажды внес такое
дополнение: 9 декабря 1923 г. окрестили мальчика Виктора, а 13 июля
1924 г. заявлено отцом ребенка гр. Ланецким о том, что крещение
совершено без его воли и ведома. Среди родителей и воспреемников
мелькают знакомые фамилии - Веневитинов, Станкевич, Базилевский,
Беляев.
В метрической книге преобладает та ее часть, где делались записи о
смерти и погребении. За 9 месяцев 1921 г. на Чугуновском кладбище
были похоронены 610 человек. Причины смерти разные: старческая
немощь, раны, тиф, холера, корь, истощение... В июле умерли шесть
человек из семьи Мишиных, из них четверо детей, все от холеры. В
числе погребенных встречаются представители старинных воронежских
фамилий: Гавриил Алексеевич Соложеникин, 36 лет; Иван Дмитриевич
Гарденин, 56 лет; Николай Александрович Перрен-Синельников, 80 лет;
Лариса Николаевна Бедряга, 77 лет.
|
|
Вознесенскую церковь закрыли в
1929 г. В следующем году в церкви Самуила разместили общежитие
беспризорников. В 1931 г. началось разорение кладбища. По решению
горсовета приступили к сбору металлолома и ликвидации памятников
"незарегистрированных, то есть тех, на которые заявок о
желательности их дальнейшего сохранения при проведении
инвентаризации не поступило". И хотя облисполком в своем протоколе
10 мая 1931 г. отметил, что "имели место факты разрушения отдельных
и зарегистрированных памятников", и предложил горсовету принять меры
к исправлению ошибок, начало гибельной стихии было положено. В
октябре 1933 г. в "Коммуне" появилась заметка М. Михайлова с
предложением устроить на месте кладбища парк. Автор ратовал за
сохранение природы, а о могилах обмолвился лишь одной фразой:
кладбище "сейчас закрыто и ничем не напоминает своего прошлого". В
июле 1936 г. прошла информация о том, что на Чугуновском кладбище
оборудуется теннисная база на четыре корта.
В 1943 г. в Вознесенской церкви разместили стекольный завод. В акте
осмотра храма осенью 1944 г. отмечено, что во время оккупации здание
горело, в результате чего остались только кирпичные конструкции.
Стены имеют две вертикальные трещины. После небольшого ремонта здесь
установили плавильные печи, они действовали семь лет. В 1951 г.
заводик закрыли, церковь несколько лет пустовала, и ее стали
исподволь разбирать на кирпич.
|
|
10 декабря 1959 г. городские
власти приняли решение о строительстве спортивно-оздоровительного
комплекса стоимостью один миллион четыреста тысяч рублей (в новом
масштабе цен). В 1960 г. в центре кладбища был вырыт котлован и
заложен фундамент, затем строители ушли. Работы возобновленные в
1967 г., с тех пор велись ни шатко, ни валко почти двадцать лет.
Несколько могил и даже один склеп сохранялись до начала 1980-х гг.
Затем территорию благоустроили, бульдозером сровняв все холмики с
землей: шла подготовка к открытию дворца спорта "Юбилейный". Что же,
вполне в духе Воронежа - очередной очаг культуры на людских
костях...
На территории Чугуновского кладбища сохранилась Самуиловская
церковь. Долгое время ее под мастерские занимали художники и
скульпторы. Еще стоит один пилон от въездных ворот, раньше он был
частью городской заставы. В 1993 г. храм святого пророка Самуила
передали епархии. Здесь проводятся богослужения.
|