"Расположенная на высоком холме (бывшая Мясная гора), далеко видимая
с левобережья, Покровская церковь до революции считалась образцом
классицизма и одной из красивейших построек в городе", - пишет в
своей книге "Храмы Воронежа" кандидат исторических наук доцент ВГУ
А.Н. Акиньшин. Впервые упоминание о Покровском храме встречается в
"Дозорной книге" Григория Киреевского, датированной 1615 годом:
"Слобода Беломестных атаманов и казаков, а в слободе церковь во имя
Покрова Пресвятой Богородицы, древяна, клецки, с папертью, а в
церкви образы и колокола и всякое церковное строение приходских
людей". Определение "новая" применительно к ней не употреблено, так
что ее появление можно датировать началом XVII века.
Известно, что в 1700 году святитель Митрофан, первый епископ
Воронежский, дал благословенную грамоту на построение нового храма,
так как прежняя деревянная церковь пришла в ветхость. Подлинник этой
грамоты в начале ХХ века хранился в Покровской церкви под стеклом в
деревянной раме, подвешенной к средней левой колонне трапезной.
"Божиею милостию мы, Преосвященный Митрофан, епископ Воронежский. В
нынешнем 1700-м году сентября в 5 числе нам, Преосвященному
епископу, били челом города Воронежа, с посаду Беломестныя слободы,
Покровский поп Козма да приходские люди; а в челобитной их написано:
"в прошлых-де годех построена у них церковь Божия Покров Пресвятой
Богородицы издавна, и та церковь Божия обветшала; и ныне все они,
поп Козма и приходские люди, обещали построить вновь церковь Божию
во имя Покрова ж Пресвятыя Богородицы, да в приделе Воздвиженья
Честнаго Креста Господня, и на то церковное строенье лес ронить без
нашего благословения они, поп Козма и приходские люди, не смеют. И
нам, Преосвященному епископу, пожаловать бы их, попа Козму и
приходских людей, велеть им на то церковное строение и лес ронить и
строить церковь Божию, и о том дать нашу, Преосвященного епископа,
грамоту. И мы, Преосвященный Митрофан, епископ Воронежский,
благословил им строить церковь Божию вновь во имя Покрова
Богородицы, да в приделе Воздвиженья Честнаго и Животворящаго Креста
Господня, и на церковное строенье лес ронить невозбранно; а строить
им ту церковь Божию по подобию: алтарь построить круглый и
пространный, и в алтарь построити три двери: царския, южныя и
северныя; и на церкви Божия на приделе построить верхи единоглавые,
как и на прочих деревянных церквах, а шатровых отнюдь не строить. И
в церковь Божию местные иконы поставляти по чину, по правую сторону
царских дверей в начале поставить образ Пресвятыя Богородицы
Одигитрии, а подле Спасова образа поставить образ настоящий святого
храма того во имя Покрова Пресвятой Богородицы: А как та церковь
Божия построится и совсем совершится, и мы освятим и антиминс к
освящению выдать укажем. Писан на Воронеже, в нашем епископлем доме,
лето 1700 сентября в день. К сей благословенной грамоте наша,
Преосвященного Митрофана, епископа Воронежского, печать приложена".
Деревянный храм простоял более века, а в 1736 году на этом месте
началось возведение каменной церкви.
В 1748 году был освящен придел во имя Сретения Господня. В конце
XVIII века в храме появился второй придел, во имя иконы Божией
Матери, именуемой "Знамение", - он был освящен 11 февраля 1796 года
епископом Воронежским и Черкасским Мефодием (Смирновым, + 1799).
В 1791 году была построена невысокая трехъярусная колокольня.
Одним из ее строителей был каменных дел мастер Михаил Спиридонович
Турчанинов. На звоннице самый крупный из колоколов, доставленный из
Москвы, весил 181 пуд 5 фунтов (немногим меньше трех тонн).
Вскоре назрела необходимость в перестройке главного храма, и
правящим архиереем святителем Антонием (Смирницким) была выдана
новая храмозданная грамота: "Божиею Милостию смиренный Антоний,
архиепископ Воронежский и Задонский. Паствы мерности нашея города
Воронежа Покровской церкви священник Василий Успенский и прихожане в
поданном нам прошении, изъявляя желание свое и всех тое церкви
прихожан вместо показанного каменного здания церкви, сделавшейся по
многолюдству невместительной, построить вновь каменным же зданием
также во имя Покрова Божией Матери, просили они у нас на то
благословения. По власти же от Бога нам данной мерность, похваляя их
усердие и соизволяя их намерение, так как препятствий не открылось,
преподаем им пастырское благословение в испрашиваемой помощи
Вседержителевой вступить в начинание сие, с тем чтобы храм
непременно от сего времени в течение 5 лет всем нужным и пристойным
был снабжен, алтарем на восток. По чиноположению строение оного
храма на том же месте обложить дозволить местному благочинному
кафедральному ключарю протоиерею Михаилу Скрябину. Дана сия грамота
мая по 2 день 1833 года".
Автором проекта храмовой части мог быть губернский архитектор Иван
Андреевич Блицын (1781-после 1841). Известно, что по его проекту в
это время строилась Всесвятская церковь, а ее архитектура имеет
много общих черт с оформлением купола Покровской. Основные работы
были завершены в 1835 году, но отделка затянулась до 1841 года, и
церковь была освящена 14 июля 1841 года святителем Антонием,
архиепископом Воронежским и Задонским. Храмовая часть с ионическим
портиком и широким барабаном главного нефа придает Покровскому храму
величественный вид.
В 1839 году малороссиянином Кузьмой Сафоновым производилось "поновление
двух иконостасов и всех икон церкви". В 1847 и 1848 годах освящены
теплые приделы - во имя Сретения Господня и во имя иконы Пресвятой
Богородицы, именуемой "Знамение", - устроенные в трапезной купцом
С.П. Евфимовым и "тщанием прихожан".
При очередном ремонте в 1872 году усилиями церковного старосты В.О.
Ухина были возобновлены в трапезной оба придела, а иконостасы
главного храма и приделов покрыты червонным золотом. В
дореволюционном описании собора из ценных в художественном или
историческом плане вещей упоминался лишь серебряный ковш,
пожалованный в свое время императрицей Анной Иоанновной кому-то из
донских казаков.
В архитектурном отношении интересен дом священников, построенный
рядом с храмом по "образцовому" (типовому) проекту в начале XIX
столетия. В храмовой ограде располагалось
небольшое кладбище, где были погребены священники - Григорий
Григорьев (+ 1770), протоиерей Иоанн
Авсенев (1804-1892), прослуживший в храме почти полвека, и Николай
Егоров (1860-1904). Здесь же покоились многолетние церковные
старосты Лонгин Кириллович Шашков (1779-1858) и Василий Онуфриевич
Ухин (+ 1877), благотворитель купец Сергей Петрович Евфимов
(1784-1850), купчиха Татьяна Родионовна Панина (+ 1759). В ХХ веке
близ алтаря был погребен митрополит Воронежский и Липецкий Иосиф
(Орехов, 1871-1961). В 1904 году
Покровский храм насчитывал в своем приходе 1282 человека. Штат
церкви состоял из двух священников, одного диакона, двух
псаломщиков.
Годы лихолетья
Революция разрушила привычный ритм жизни. В 1921
году представителями власти было проведено изъятие средств и
ценностей в фонд голодающих Поволжья (акты об изъятии ценностей от
Покровского храма подписали священники Иоанн Путилин и Павел
Смирнский). В 1923 году в Покровской церкви обосновались обновленцы.
В октябре 1927 года церковь перешла в руки григорианцев:
"безнаказанно силою ворвались в Покровский храм, взломали Царские
врата в алтаре, изгнали православный причт". В 1927-1932 годах
Покровская церковь являлась кафедральным собором григорианцев.
Богослужения в Покровском храме совершали до мая 1932 года, когда
облисполком принял решение об изъятии здания у общины и передаче его
под Дом обороны. Позже в церкви расположился выделившийся из
краеведческого антирелигиозный музей. Под куполом закрепили маятник
Фуко.
В январе 1943 года, когда правый берег Воронежа был освобожден от
фашистов, на какое-то время возле Покровского храма была развернута
выставка трофейной военной техники. Само здание было повреждено при
бомбежках и артобстрелах, сгорели покрытие купола, крыша и стропила
на трапезной, были обрушены карнизы, сбиты кресты. Тем не менее храм
быстро приспособили под жилье, разместив людей даже в узком
пространстве колокольни.
В 1943 году здание числилось за краеведческим
музеем. Его восстановление началось по проекту архитектора Бориса
Николаевича Зотова (1896-1963). В августе 1945 года группа верующих
во главе с Михаилом Павловичем Вдовиным и Федором Тихоновичем
Хреновым "стала стучаться во все двери" с просьбой о возвращении
храма верующим. Дважды эти ходатайства поддерживал своими
обращениями Святейший Патриарх Алексий I (Симанский,
+1970). 2 марта 1948 года Совет по делам Русской Православной
Церкви принял решение: "Удовлетворить ходатайство верующих об
открытии Покровской церкви в городе Воронеже и предложить
уполномоченному Совета при Воронежском облисполкоме зарегистрировать
общину и оформить передачу ей здания церкви и культового имущества".
10 мая 1948 года было принято решение открыть Покровскую церковь для
верующих, 26 мая здание передали православной общине. Указом
правящего архиерея настоятелем храма был назначен протоиерей Василий
Казьмин.
Главный
собор Воронежа
14 октября 1948 года, в престольный праздник, при
огромном стечении народа епископ Воронежский и Липецкий Иосиф
(Орехов) освятил Знаменский придел в трапезной. Покровская церковь
стала кафедральным собором - сюда из Никольского храма была
перенесена архиерейская кафедра. На церковном дворе были
восстановлены два купленных дома, один из них стал резиденцией
архиерея. 7 октября 1951 года после реставрации собор был освящен
архиепископом Иосифом в сослужении 14 священников. 23 ноября 1952
года в храме был освящен придел во имя святителя Тихона Задонского.
Капитальный ремонт и поновление собора были осуществлены в 1961-1962
годах при епископе Воронежском и Липецком Сергии (Петрове). В
1960-1975 годах настоятелем Покровского кафедрального собора и
одновременно секретарем Епархиального управления являлся протоиерей
Михаил Орфеев. В 1976 - 1980 годах - протоиерей Александр Шатилов, в
1980-1986 годах - архимандрит Даниил (Пацкан), в 1986-1989-м -
архимандрит Алипий (Погребняк), ныне схиепископ, в 1989-1994-м -
архимандрит Никон (Миронов), в 1994-2003-м - протоиерей Василий
Зализняк, с 2003 года по настоящее время - архимандрит Андрей
(Тарасов), секретарь Воронежского епархиального управления.
27 октября 1975 года почил о Господе епископ Воронежский и Липецкий
Платон (Лобанков). Отпевание Владыки проходило в Покровском соборе.
13 августа 1979 года гостем Управляющего Воронежской епархией
епископа Ювеналия (Тарасова, ныне схимитрополит, с 2004 года - на
покое) был митрополит Тетрацкоройский Зиновий (схимитрополит Серафим
(Мажуга, +1985). В этот день они совместно совершили Божественную
литургию.
6 мая 1982 года в Покровском кафедральном соборе торжественно
праздновалось 300-летие Воронежской епархии. Торжества возглавил
митрополит Одесский и Херсонский Сергий (Петров), в 1961-1963 годах
бывший епископом Воронежским и Липецким. Владыке митрополиту
сослужил правящий епископ Ювеналий, внесший неоценимый вклад в
укрепление духовности епархии.
С конца 1970-х годов жизнь храма стала довольно беспокойной. Тишина
и благоговение собора были нарушены строительством нового здания
драматического театра. Ограждение рабочей площадки вплотную
приблизилось к церковному двору. Были снесены резиденция и
канцелярия епископа. Местные власти намеревались снести Покровский
собор. Воронежцы благодарны митрополиту Мефодию (ныне митрополит
Астанайский и Алма-Атинский), отстоявшему в 1982 - 1984 годах храм.
Активное возрождение церковной жизни в епархии началось после
перенесения в собор мощей первопрестольника Воронежского святителя
Митрофана в 1989 году.
На территории Покровского кафедрального собора были построены
крестильный храм во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя
Иоанна, здание Воронежского епархиального управления, воскресная
школа, ризница, организовалось православное братство.
Получить азы духовного образования при кафедральном соборе могут не
только дети - воспитанники воскресной школы, но и взрослые. Каждую
неделю проводятся занятия, на которых священники отвечают на самые
различные вопросы, разъясняют позицию Церкви в наиболее важных
областях жизни общества, дают советы прихожанам. В трапезной,
расположенной на территории собора, неимущие всегда могут получить
горячий
обед.
14-15 ноября 1998 года состоялся первый в истории Воронежской
епархии визит Предстоятеля Русской Православной Церкви. Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молебен у мощей
святителя Митрофана, всенощное бдение и Божественную литургию в
Покровском кафедральном соборе.
В 2003 году Воронеж стал столицей празднования Дней славянской
письменности и культуры. В рамках торжеств, которые возглавил
митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, постоянный член
Священного Синода, 23 мая в Покровском кафедральном соборе
состоялось прославление в лике местночтимых святых еще одного
воронежского иерарха - святителя Антония (Смирницкого), много
потрудившегося для пользы Церкви, Отечества и Воронежского края в
XIX веке. Архиепископ Антоний был третьим, после святителей
Митрофана и Тихона, светильником Церкви и богоспасаемому граду
Воронежу, который не словом только, а наипаче добрыми делами любви и
милосердия озарял и указывал путь, ведущий к Царствию Божию, - так
говорили современники об архиепископе Антонии (Смирницком).
Святитель Антоний был призван к архиерейскому служению на
Воронежскую кафедру в 1826 году. Двадцатилетнее архипастырское
служение выдающегося иерарха XIX века составило целую эпоху в
истории Воронежской епархии. Промысл Божий избрал его орудием
прославления первого епископа Воронежского - святителя Митрофана.
Архиепископ Антоний стоял у истоков подготовки к канонизации
великого подвижника XVIII столетия святителя Тихона, епископа
Воронежского, Задонского и всея России чудотворца. Знаменательно,
что сомолитвенником и собеседником святителя Антония был великий
российский старец - преподобный Серафим Саровский, который называл
его "старшим братом, великим Божиим архиереем".
5-6 декабря 2003 года отмечалось 300-летие преставления Воронежского
первопрестольника святителя Митрофана. В Покровском кафедральном
соборе прошли праздничные богослужения с участием 11 архиереев
Русской Православной Церкви. Торжества
возглавил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий,
управляющий делами Московской Патриархии, постоянный член Священного
Синода.
Святыни собора
Главная святыня Покровского кафедрального собора
- мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. Мощи
святителя претерпели все страдания, выпавшие на долю Церкви и
верующих людей в ХХ веке в России. Они подверглись поруганию в 20-х
годах и были подняты сотрудниками НКВД "на штык". После Великой
Отечественной войны они были в экспозиции антирелигиозного музея,
находившегося в Покровском храме. Осенью 1964 года мощи святителя
Митрофана были переданы правящему архиерею епископу Воронежскому и
Липецкому Владимиру (Котлярову; ныне - митрополит
Санкт-Петербургский и Ладожский). С этого момента мощи находились в
домовом храме в резиденции правящих архиереев. К сожалению, время
было такое, что Владыки не могли объявить народу, что великая
святыня находится не в пленении и поругании, а ей воздаются
приличествующие честь и поклонение. Это был третий случай
возвращения мощей из музейного плена Церкви (мощи святителя Алексия,
митрополита Московского, и преподобного Сергия Радонежского были
возвращены Церкви в середине 40-х годов ХХ столетия), но первый - в
разгар хрущевских гонений на Церковь. В 1989 году мощи святителя
Митрофана были торжественно перенесены в собор, и по благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 17 сентября,
в день Собора Воронежских святых, празднуется второе обретение мощей
святителя Митрофана.
В 2004 году в Покровский кафедральный собор благодаря стараниям и
молитвам митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия были
принесены частицы мощей 12-ти апостолов, мученицы Наталии, святителя
Николая, священномученика Власия. Эти святыни
переданы в дар Воронежской епархии графиней Иммаколатой дель Борго
из Италии. В 2009 году святыни перенесены в новый Благовещенский
кафедральный собор.
В 2004 году в икону преподобного Серафима Саровского, пребывавшую в
трапезной части собора, была помещена частичка его святых мощей.
В 2004 году чудесным образом была обретена копия Смоленской иконы
Божией Матери. Известно, что святитель Митрофан особенно почитал эту
икону, это был его келейный образ. Смоленская икона Божией Матери
пребывала над ракой святителя в Благовещенском соборе
Митрофановского монастыря. В годы лихолетья образ был утрачен. И вот
он снова над ракой святителя и являет как и прежде помощь и
заступление всем, кто с верою прибегает ко Пресвятой Богородице во
всех нуждах и скорбях.
19 августа 2004 года, в канун памяти святителя Митрофана,
Покровскому кафедральному собору был передан в дар из США образ
Воронежского первосвятителя, написанный в конце XIX века. Во время
лихолетья икона была вывезена из России и все это время хранилась в
семье эмигрантов. Теперь этот образ пребывает в Покровском соборе за
ракой святителя. По традиции 20 августа перед этим образом
совершается молебен и паломники крестным ходом направляются в
Задонск, где в Рождество-Богородицком монастыре почивают мощи
святителя Тихона.
Важным для духовной жизни епархии событием стало принесение
митрополитом Сергием 24 сентября 2005 года со Святой Горы Афон иконы
с частицей мощей преподобного Силуана Афонского, прославленного и в
Соборе Воронежских святых. Ныне икона пребывает в Благовещенском кафедральном
соборе.
Немало чудес связано с чудотворной Иверской иконой Божией Матери.
Прихожане в благодарность за помощь и исцеления жертвуют Матери
Божией золотые украшения. Известны случаи, когда молитвы
родственников перед этим чудотворным образом помогли роженице
(будущей маме сулили тяжелые роды) легко разрешиться от бремени.
Помогает Царица Небесная и в сохранении семейных отношений, в учебе.
Помолиться Божией Матери, испросить помощи и заступления в собор
приезжают паломники со всей России.
5 декабря 2009 года, накануне дня памяти
святителя Митрофания, мощи небесного покровителя Воронежской земли были
перенесены из Покровского кафедрального собора города Воронежа в
новый Благовещенский кафедральный собор Воронежской и Борисоглебской епархии
>>>.
С Божией помощью, по молитвам Пресвятой
Богородицы, святителя Христова Митрофана
и всех святых храм становится все краше и
величественнее.
|