ВОРОНЕЖСКИЕ ЗВОНЫ |
|
Хорал колоколов всегда был для русского человека голосом с неба. Они, по народным поверьям, отпугивали нечистую силу. Пришедший на русскую землю издалека колокол стал своего рода символом могущества российского государства. Только в Первопристольной было почти четыре тысячи храмов, и на звоннице каждого по 5-16 колоколов. Отлитый в 1500 году колокол "Медведь" весил 500 пудов, в 1550 - "Лебедь" -2200 пудов, в 1654 году "Большой Успенский" - 8000 пудов, а "Царь - Колокол", сработанный чудо-мастерами в 1735 году, весил свыше 12000 пудов. Раздавался очищающий душу колокольный звон и в губернском Воронеже. Стекался по большим церковным праздникам православный люд в Покровский, Троицко-Смоленский, Владимирский соборы. Переговаривались колокола еще двадцати воронежских церквей и вплетали свои могучие басы в общий ликующий хорал АлексеевскиЙ Акатов, Покровский Девичий и Митрофа-новский монастыри. Особенно выделялся бас 440 - пудового колокола Главного Благовещенского собора при Митрофановском монастыре. Собор этот - образец русской архитектуры - срисовал в свой альбом при первом воронежском епископе в 1703 году известный голландский путешественник Корнелий де Бруин. Храм тот являлся церковным и духовным центром, где кипела напряженная жизнь, связанная со строительством Петровского флота. Впечатляла колокольня собора - стройное, уносящееся ввысь строение со шпицем. Она являлась достопримечательностью не только в губернском Воронеже, но и в России. Высота колокольни равнялась 35 саженям (74,5 метрам). На ней было подвешено 14 колоколов, обладающих удивительным музыкальным звучанием. На много верст в окрест разносили они свои звоны, наполняя сердца радостным, светлым чувством. Но эти колокола заставили верующих и заплакать, когда начался шабаш воинствующих безбожников. «Вчера с колокольни Благовещенского собора были сняты колокола и переданы «Рудметаллторгу». Газета ЦЧО «Коммуна», 29 января, 1930 г. Очевидцы того действа оставили воспоминание, как особенно трудно пришлось атеистам свергать тот самый 440-пудовый благовест, как он падал наземь с огромной высоты. Более десяти тысяч колоколов в ЦЧО было отправлено в те годы "Рудметаллторгу" на переплавку. Долгие десятилетия молчали колокола на российской земле, и только теперь мы можем вновь услышать их благовест, осознать, какого духовного сокровища мы были лишены все эти годы. Возвращаются ныне с мирской помощью, благодаря золотых рук мастерам эти звоны. В популярном романе Юрия Сергеева «Княжий остров» написано: "В тот миг страшный - русский Мастер явится в колыбели на землю нашу, послом Бога приплывет рекой времени наперекор всему. Возмужает вельми в гонениях властей и бесов падших, но тысячам церквей вдохнет голос руками своими, отольет церквам ко-локола, и голоса Божественные истоков Дона разбудят Русь спящую. И звать его будет Валерий. Сын Николая, сын Анисимовых чадо великое. И обретет он жизнь вечную вместе с тобой, победившей Россией, заговорившей правду его колоколами". О ком это написано? О каком Анисимове речь? Да, о нашем Анисимове воронежском, первопроходце современного колокольного производства! Биография Валерия Анисимова - это судьба человека, нашедшего свое, святое дело. После окончания Воронежского политехнического института (по специальности - "обработка металлов") работал он инженером на одном из заводов. И так бы все шло по накатанной производственной дорожке, если б не празднование 1000-летия крещения Руси. Везде говорили, писали об этом величайшем событии в жизни русского народа. Аторжествующего колокольного звона почти не было - по-звенькивали кое-где чудом сохранившиеся колокола. И осенила тогда молодого инженера идея -надо возродить их литье! В 1989 году райисполкомовекая комиссия, где решался вопрос о регистрации трудового коллектива по отливке колоколов, уныло твердила: "Не будет спроса на вашу продукцию". Но все же зарегистрировала "Веру" - так энтузиасты назвали свое фирменное предприятие. На самом первом отлитом колоколе Валерий Анисимов сделал надпись: "Отлит по благословению митрополита воронежского и липецкого Мефодия". За два первых года работы объе^ динения "Вера" двести храмов епархии обрели анисимовские колокола. Кто-то купил целый их набор.другие - один-два, на сколько у кого хватало средств. Были и такие приходы, особенно сельские, которым Анисимов колокола просто дарил. При первых попытках литья Валерию Николаевичу пришлось открывать все заново самому -рисовал формы, делал расчеты, вникал в тонкости технологии. Очень помогла раздобытая букинистическая книга "История колоколов и колокольное искусство* Оловянишникова, выпущенная в начале XX века. С немалыми трудами выхлопотал Анисимов за чертой Воронежа в поселке Шилове пустырь. За 12 лет без чьей-либо поддержки были возведены три производственные корпуса в 3500 кв.м. Тут расположились мастерские художников, участки формовки - заливочный, обработки колоколов, кузня. Метод отливки взяли старый, традиционный - "в землю" (в опоки). Металл ныне готовят в электропечах. Соотношение - 1 часть олова и 4 части меди. Сплав помешивают березовыми кольями. Почему именно березовыми? Такой уж у отливщиков секрет! Остывший колокол извлекают из литейной ямы.' После очистки от пригара к делу приступают обработчики. Благодаря искусству мастеров исполнение теперешних заказов возможно с любыми надписями, иконами, художественной отделкой. Ассортимент колоколов обширен. Фирма "Вера" способна сработать колокол весом от 7 кг. до 32 тонн. Мощность пока единственного в России колокольного завода - 100 тонн в год. Из всех колоколов, изготовленных "Верой", заказчикам вернули лишь один, который тут же заменили новым. Конструкция колоколов защищена авторским свидетельством, фирма выдает паспорт на каждое изделие с твердой гарантией на 100 лет. С начала основания завода отлито более 10 тысяч колоколов. Раздаются ныне их звоны не только в православных приходах Воронежской и Липецкой областей, но и на Куликовом Поле, в Софийском соборе Великого Новгорода, на острове Валаам, в Якутии. Сахалине, также и в Греции, Югославии, Польше, Канаде, Японии, США, других государствах. Воронежскиезвоныдемонст-рировались в 2000 году на Всероссийской выставке-ярмарке колоколов в Ярославле. Главный творец этих звонов - Валерий Николаевич Анисимов- представил публике звукоряд, изготовленный по совершенно новому профилю - хрустальный, чистый зовущий. Но новое, как известно, - это хорошо забытое старое. В литейном цехе завода выставлен колокол, отлитый в Воронеже в начале XIX века на заводе именитого купца Д.Г.Самофалова, потомственного почетного гражданина. Колокола у него изготовлялись из бронзы и чугуна. Один из них Академия Художеств вытребовала для Храма на крови в Санкт-Петербурге, чтобы звонить по убиенному императору Александру II. Изучив Самофаловский метод отливки, Анисимов полностью переделал свой первоначальный колокольный профиль. И результат сказался немедленно - звучание колоколов нового профиля стало намного мелодичней. красочней. Этот обновленный звукоряд был высоко оценен специалистами на Ярославской ярмарке. Французские и американские телекомпании даже сняли фильмы о чудо-колоколах из Воронежа. Возвращаются к нам сегодня звоны. И тот благовестный бас сброшенный с Воронежской колокольни 70 лет назад, тоже вернулся к нам с помощью золотых рук анисимовских мастеров. Занял он свое место на колокольне новостроящегося Благовещенского собора, и далеко в окрест снова разнесется бархатный бас самого большого в епархии колокола (свыше 6 тонн). Валерий Николаевич Анисимов, потомственный хоперский казак, окрылен новыми планами. Есть идея, например, открыть при заводе школу звонарей, привлечь к занятиям местных музыкантов, опытных регентов. Другая мечта - отлить сверхтяжелый колокол, голос которого был бы слышен на многие-многие километры. Адрес делателей всех этих уникальных по звучанию и отделке колоколов ныне широко известен - 394018, Воронеж,ул. Пушкинская, 41, фирма "Вера".
|