Отцы Апостольского
Иерусалимского Собора написали для
первенствующих христиан таковой устав:
Ибо угодно Святому Духу и нам не
возлагать на вас никакого бремени более,
кроме сего необходимого: воздерживаться
от идоложертвенного и крови, и
удавленины, и блуда, и не делать другим
того, чего себе не хотите (Деян. 15, 28-29).
Из сих слов
видно, что апостолы сами устанавливали
новые законы, например, относительно
употребления в пищу мяса. Вот как
рассуждает об этом святитель Иоанн
Златоуст. Христос ничего не установил и
не заповедал касательно удавленины и
крови. Следовательно, апостолы и их
преемники имеют власть устанавливать
законы. А что сей апостольский закон
обязывал тогда совесть православных
христиан исполнять его, почитая
нарушение оного закона грехом, это
открывается из последующих слов:
1. Оный закон
называется бременем (тяготою): Ибо
угодно Святому Духу и нам не возлагать
на вас никакого бремени более (Деян. 15, 28).
2. Закон сей
называется необходимым законом.
3. Апостолы
Павел и Сила, проходя по городам,
побуждали первенствующих христиан
соблюдать законы, установленные
апостолами и пресвитерами (Деян. 16, 4).
Шестьдесят третье апостольское правило
тоже подтверждает запрет апостолов: "Если
кто: епископ или пресвитер, или диакон,
или вообще из священного чина, будет
есть мясо с кровью, в которой душа, или
мясо растерзанного зверем животного,
или мертвечину, да будет низвержен. Ибо
сие и закон Моисеев запретил. Если же это
соделает мирянин, да будет отлучен".
Богоносные
отцы не только на Апостольском Соборе,
но и на прочих Вселенских и Поместных
Соборах одно запрещали под анафемою, а
другое - новые законы - вновь
устанавливали и обязывали правоверных к
соблюдению этих законов иногда под
страхом извержения или отлучения, а
большею частью под анафемою.
Из сего видно,
что Церковь Христова (т.е. Вселенские и
Поместные Соборы и всё сословие
пастырей и учителей церковных -
преемников апостольских, православно и
согласно исповедующих святую
православную веру) имеет власть
устанавливать законы. Посему отцы
Церкви, будучи облечены тою же властию,
данною им от Христа, с полным правом
установили святые посты и обязали нас
соблюдать их, испытывая совесть свою и
уклоняясь от греха неисполнения их.
Наконец,
присоединим к сему законопостановлению
следующее. Начальники мирские, как то:
цари, князья и правители - имеют власть
устанавливать новые гражданские законы,
которые подвластные им люди непреложно
исполняют, а уклоняющиеся от законов
бывают жестоко наказаны. Итак, если
мирские начальники имеют таковую власть,
то почему же начальники церковные:
пастыри и учители Церкви, будучи
преемниками апостольскими, не могут
иметь такой власти? Если в государствах
обязательно должны быть законы ради
управления народом, чтобы люди
проводили жизнь разумную и не
предавались беспорядочно своим
пожеланиям, то тем более существует
потребность в законах церковных для
духовного управления православным
народом, чтобы он жил по духу, а не по
плоти, и мог бы покорять свои страсти
духу.
Ты скажешь:
"Достаточно христианам закона
евангельского для их исправления и
управления ими". Но если бы это было
так, то и подвластные своим мирским
начальникам сказали бы: "Достаточно
нам закона евангельского для нашего
исправления; для чего еще налагают на
нас бремя законов гражданских", на что
получили бы они строгий ответ от стоящих
у власти, и притом с вразумлением, что
законы гражданские нисколько не
противоречат закону евангельскому.
Закон
евангельский изречен вообще для всех,
посему он требует определения в
частности. Например, закон евангельский
повелевает приобщаться Тела и Крови
Христовой, но не определяет, каким
образом и когда. Для сей цели пастыри и
учителя Церкви и определили, чтобы
каждый причащался Святых Христовых Тайн
хотя бы один раз в году перед Пасхой. В
законе евангельском не сказано, как
именно готовиться к причащению: надо ли
употреблять пищу или причащаться
натощак. В первенствующие времена
причащались и после употреблении пищи,
памятуя Тайную Вечерю Христову, на
которой дано было ученикам причастие по
употребления пищи. Но в последующее
время начальники Церкви назначили время
для сего совершенно другое. То же должно
сказать и о Крещении. Закон евангельский
повелевает креститься, но не определяет,
каким образом и в какое время, в
младенчестве ли или в совершенном
возрасте. Для разрешения сего вопроса
пастыри Церкви определили и образ
Крещения и время для оного.
Из сего видно,
что, кроме Божественных и гражданских
законов, необходимы и законы церковные.
Всякий же закон имеет силу, обязывающую
нас к соблюдению его, вменяя нам в грех
неисполнение этого закона, потому что
грех есть не что иное, как преступление
закона.
|