ВЕЛИКИЙ ПОСТ 
 

СВЯТЫЕ СОБОРЫ О ПОСТЕ И ТРАПЕЗЕ


     Отцы Апостольского Иерусалимского Собора написали для первенствующих христиан таковой устав: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите (Деян. 15, 28-29).

     Из сих слов видно, что апостолы сами устанавливали новые законы, например, относительно употребления в пищу мяса. Вот как рассуждает об этом святитель Иоанн Златоуст. Христос ничего не установил и не заповедал касательно удавленины и крови. Следовательно, апостолы и их преемники имеют власть устанавливать законы. А что сей апостольский закон обязывал тогда совесть православных христиан исполнять его, почитая нарушение оного закона грехом, это открывается из последующих слов:

     1. Оный закон называется бременем (тяготою): Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более (Деян. 15, 28).

     2. Закон сей называется необходимым законом.

     3. Апостолы Павел и Сила, проходя по городам, побуждали первенствующих христиан соблюдать законы, установленные апостолами и пресвитерами (Деян. 16, 4). Шестьдесят третье апостольское правило тоже подтверждает запрет апостолов: "Если кто: епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо с кровью, в которой душа, или мясо растерзанного зверем животного, или мертвечину, да будет низвержен. Ибо сие и закон Моисеев запретил. Если же это соделает мирянин, да будет отлучен".

     Богоносные отцы не только на Апостольском Соборе, но и на прочих Вселенских и Поместных Соборах одно запрещали под анафемою, а другое - новые законы - вновь устанавливали и обязывали правоверных к соблюдению этих законов иногда под страхом извержения или отлучения, а большею частью под анафемою.

     Из сего видно, что Церковь Христова (т.е. Вселенские и Поместные Соборы и всё сословие пастырей и учителей церковных - преемников апостольских, православно и согласно исповедующих святую православную веру) имеет власть устанавливать законы. Посему отцы Церкви, будучи облечены тою же властию, данною им от Христа, с полным правом установили святые посты и обязали нас соблюдать их, испытывая совесть свою и уклоняясь от греха неисполнения их.

     Наконец, присоединим к сему законопостановлению следующее. Начальники мирские, как то: цари, князья и правители - имеют власть устанавливать новые гражданские законы, которые подвластные им люди непреложно исполняют, а уклоняющиеся от законов бывают жестоко наказаны. Итак, если мирские начальники имеют таковую власть, то почему же начальники церковные: пастыри и учители Церкви, будучи преемниками апостольскими, не могут иметь такой власти? Если в государствах обязательно должны быть законы ради управления народом, чтобы люди проводили жизнь разумную и не предавались беспорядочно своим пожеланиям, то тем более существует потребность в законах церковных для духовного управления православным народом, чтобы он жил по духу, а не по плоти, и мог бы покорять свои страсти духу.

     Ты скажешь: "Достаточно христианам закона евангельского для их исправления и управления ими". Но если бы это было так, то и подвластные своим мирским начальникам сказали бы: "Достаточно нам закона евангельского для нашего исправления; для чего еще налагают на нас бремя законов гражданских", на что получили бы они строгий ответ от стоящих у власти, и притом с вразумлением, что законы гражданские нисколько не противоречат закону евангельскому.

     Закон евангельский изречен вообще для всех, посему он требует определения в частности. Например, закон евангельский повелевает приобщаться Тела и Крови Христовой, но не определяет, каким образом и когда. Для сей цели пастыри и учителя Церкви и определили, чтобы каждый причащался Святых Христовых Тайн хотя бы один раз в году перед Пасхой. В законе евангельском не сказано, как именно готовиться к причащению: надо ли употреблять пищу или причащаться натощак. В первенствующие времена причащались и после употреблении пищи, памятуя Тайную Вечерю Христову, на которой дано было ученикам причастие по употребления пищи. Но в последующее время начальники Церкви назначили время для сего совершенно другое. То же должно сказать и о Крещении. Закон евангельский повелевает креститься, но не определяет, каким образом и в какое время, в младенчестве ли или в совершенном возрасте. Для разрешения сего вопроса пастыри Церкви определили и образ Крещения и время для оного.

     Из сего видно, что, кроме Божественных и гражданских законов, необходимы и законы церковные. Всякий же закон имеет силу, обязывающую нас к соблюдению его, вменяя нам в грех неисполнение этого закона, потому что грех есть не что иное, как преступление закона.