Во Второзаконии Господь
Бог повелевает слушать установления
священников и левитов и всячески им
повиноваться: И постарайся исполнить
все, чему они научат тебя; по закону,
которому научат они тебя, и по
определению, какое они скажут тебе,
поступи, и не уклоняйся ни на право, ни на
лево от того, что они скажут тебе. А кто
поступит так дерзко, что не послушает
священника... да умрет человек тот (Втор.
17, 10-12).
Посему, если
священники и старейшины иудейские имели
власть устанавливать законы и если
народ иудейский должен был повиноваться
им, то не гораздо ли более облечены этой
властию учители Церкви - люди святые,
просиявшие равноангельскою жизнью; мы
же призваны повиноваться их законам и
установлениям. Иначе священный чин
Моисеев (ветхозаветный) будет иметь
более преимущества в сравнении со
священным чином Христовым (новозаветным).
Сыновья
Ионадава, сына Рихавля, заслуживают
великую похвалу пред Богом за то, что
послушались отца своего, который
заповедал им никогда не пить вина.
Посему они и говорили пророку Иеремии:
Не пьем вина, потому что Ионадав, сын
Рихава, отец наш, заповедал нам, говоря:
не пейте вина ни вы, ни сыны ваши во веки (Иер.
35,6). Такое послушание отцу не остается
без награды, и за хранение поста сего
Господь обещает дому Ионадава Свое
предстательство: Не отнимется у
Ионадава... муж, предстоящий пред лицом
Моим во все дни (Иер. 35,19). Итак, если
Ионадав мог заповедать своим сыновьям и
внукам никогда не пить вина и если
таковая заповедь отеческая и послушание
сыновнее угодны были Богу, то почему же
Святая Церковь, наша Матерь, не может
заповедовать нам, детям своим,
воздержаться, хотя бы на время, от
некоторых снедей, ибо и заповедь Церкви,
и послушание оной благоугодны Богу.
Для большего
пояснения сказанного представим еще
примеры.
Царь Саул
заповедал пост сими словами: Проклят
человек, который вкусит хлеба в тот день
до вечера, доколе я не отомщу врагам моим,
И никто из народа не вкусил хлеба (1 Цар.
14,24).
Иосафат, царь
Иудейский, будучи поражен страхом,
вознес усердную молитву к Богу и объявил
пост по всей Иудее (2 Пар. 20, 3). Также и
Ездра заповедал пост: И провозгласил я
там пост у реки Агавы, чтобы смириться
нам пред лицом Бога нашего, просить у
Него благополучного пути для себя и для
детей наших, и для всего имущества
нашего (1 Езд. 8, 21).
Царь Ниневии,
когда услышал слово о покаянии от
пророка Ионы, то заповедал пост всему
своему народу и таким образом
избавились ниневитяне от грозившей им
смерти (см.: Иона 3).
Вот примеры,
из которых видно, что весьма многие
облеченные властью лица заповедовали
пост своим людям и люди повиновались им
совершенно. Итак, если ветхозаветные
цари и пророки могли заповедовать пост,
то неужели Святая Церковь не имеет
подобной и даже большей власти налагать
пост на православных христиан по своему
произволению и благоусмотрению? И если
ветхозаветные люди слушались своих
наставников, то тем более мы,
просвещенные новой благодатью, обязаны
повиноваться Святой Церкви и
наставникам нашим, которые заповедуют
нам пост.
|