Первое, о чем следует напомнить, говоря о
посте,- что установление его восходит к
ветхозаветным временам.
Заповедь,
касающаяся поста, была дана Господом
первым людям еще в раю. Вот что читаем мы
в Книге Бытия: И заповедал Господь Бог
человеку, говоря: от всякого дерева в
саду ты будешь есть; а от дерева познания
добра и зла не ешь от него, ибо в день, в
который ты вкусишь от него, смертью
умрешь (Быт. 2,16-17).
У пророка
Иоиля о посте сказано: Но и ныне еще
говорит Господь: обратитесь ко Мне всем
сердцем своим в посте, плаче и рыдании.
Раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши. И
еще: Вострубите трубою в Сионе, освятите
пост, проповедайте исцеление (Иоил.
2,12-13,15).
В Книге
Товита пишется: Доброе дело - молитва с
постом и милостынею и справедливостью...
лучше,.. нежели собирать золото, ибо
милостыня от смерти избавляет, и очищает
всякий грех (Тов. 12, 8-9).
Второе
напоминание: в Новом Завете Господь
неоднократно говорит с учениками о
воздержании, открывая им многое о тайне
поста.
Так, в
Евангелии от Матфея Господь говорит:
Когда поститесь, не будьте унылы, как
лицемеры, ибо они принимают на себя
мрачные лица, чтобы показаться людям
постящимися. Истинно говорю вам, что они
уже получают награду свою. А ты, когда
постишься, помажь голову твою и умой
лице твое (Мф. 6, 16-17). Почему мы и фарисеи
постимся много, а Твои ученики не
постятся^ И сказал им Иисус: могут ли
печалиться сыны чертога брачного, пока с
ними Жених? Но придут дни, когда
отнимется у них Жених, и тогда будут
поститься (Мф. 9, 14- 15; см.: Мк. 2, 18; Лк. 5, 35).
Сей же род изгоняется только молитвою и
постом (Мф. 17, 21; см.: Мк. 9, 29). Особенно
важной представляется тайна, открытая
здесь Господом ученикам: что именно
благодатью поста изгоняется сила
бесовская.
Проясним это
место Священного Писания: каждый
человек должен всячески прогонять от
себя силу бесовскую, этому научает нас и
самое естество. Но ничем сила бесовская
не может быть прогнана, как только
молитвою и постом. Следовательно, всякий
обязан молиться и поститься.
Апостолы
постоянно обращались к первым
христианам, напоминая о важности поста.
В Послании к Римлянам сказано: Как днем,
будем вести себя благочинно, не
предаваясь ни пированиям и пьянству, ни
сладострастию и распутству, ни ссорам и
зависти. И еще: Попечения о плоти не
превращайте в похоти (Рим. 13,13-14).
Апостол Павел
во многих своих посланиях часто говорит
о необходимости поста: Не уклоняйтесь
друг от друга, разве по согласию, на
время, для упражнения в посте и молитве (1
Кор. 7,5). Во всем являем себя, как
служители Божий, в великом терпении, в
бедствиях, в нуждах, в тесных
обстоятельствах, под ударами, в темницах,
в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах
(2 Кор. 6, 4). В труде и в изнурении, часто в
бдении, в голоде и жажде, часто в посте (2
Кор. 11, 27). Не упивайтесь вином, от
которого бывает распутство (Еф. 5, 18). Итак,
не будем спать, как и прочие, но будем
бодрствовать и трезвиться (1 Фее. 5, 6).
Итак, умертвите земные члены ваши: блуд,
нечистоту, страсть, злую похоть и
любостяжание (Кол. 3, 5).
В Первом
послании апостола Петра о том же
предмете говорится следующее: Посему,
возлюбленные, препоясав чресла ума
вашего, бодрствуя, совершенно уповайте
на подаваемую вам благодать в явлении
Иисуса Христа (1 Пет. 1, 13). И еще:
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что
противник ваш диавол ходит, как рыкаюш,ий
лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5,8).
Вникнем в
слова Господа, призывающие нас к шествию
тесным путем: Входите тесными вратами,
потому что широки врата и пространен
путь, ве-ДУЩие в погибель, и многие идут
ими; потому что тесны врата и узок путь,
ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.
7, 13; см.: Лк. 13, 24). Но какие это узкие врата
и тесный путь? Тот ли, который научает
соблюдать строгие посты, или тот,
который позволяет делать всякое
угождение чреву своему, как богу, и
нарушает и разоряет святые посты? Далее
увидим, что пост, установленный
Православной Церковью, и ведет нас этим
тесным путем и помогает достигнуть
узких врат.
|