Спасение достигается постоянным
исполнением заповедей Божиих. Вот мы и
настроим самих себя к тому, чтобы
исполнять Божии заповеди, преодолевая
все трудности на спасительном пути. И
тогда-то путь нашего спасения будет
благопоспешетвующим. Тогда-то и милость
Божия низойдет на нас, укрепит нас и
сохранит от всякого зла. Тогда-то и мы
достигнем вечной блаженной жизни во
Христе Иисусе.
Но для этого
необходимо духовное совершенствование.
К духовным добродетелям относятся
искоренение из своего сердца
раздражительности, злобы, злопамятства,
осуждения и снискание великодушия и
терпения, чистоты душевной.
Вот эти
добродетели помогут нам в деле нашего
духовного совершенствования. Без них
спасение наше окажется под сомнением.
Поэтому-то необходимо упражняться нам и
в духовных добродетелях.
По существу,
в этой области мы еще не трудились,
дозволяя себе плыть по течению жизни и
не стремясь установить внутри себя
контроль и упражнение в этих великих
добродетелях.
Итак,
необходимо нам устремить свой духовный
взор на эту сторону нашей с вами жизни.
Потому что здесь мы много теряем, не
упражняясь как следует в духовных
добродетелях. Не искореняем в себе ни
раздражительности, ни гнева, ни
памятозлобия, ни осуждения, ни других
духовных пороков и не приобретаем
вместо них добродетели: кротость,
смирение и великодушие.
О, как мне
хочется, чтобы все мы уже с сегодняшнего
дня начали постепенно упражняться в
искоренении из своих сердец греховных
привычек! Взращивать в душе хрупкие
ростки той или иной духовной
добродетели! Мне хочется, чтобы с
сегодняшнего дня мы начали бороться
прежде всего с раздражительностью,
гневом и памятозлобием.
Почему
именно эти грехи так необходимо нам
упразднить? Да потому, что эти пороки:
раздражительность, гнев и злопамятство -
мешают нам приобретать высокие
добродетели, мешают шествовать
спасительным путем, мешают творить
добро ради Бога, для ближнего своего.
Подумайте:
как можно, имея в сердце раздражение,
гнев или злопамятство, спокойно
совершать, допустим, молитвенное
правило?! Никогда в таком состоянии мы не
принесем молитву чистосердечную, потому
что раздражение и гнев, а тем более
злопамятство обязательно осквернят в
нас чистоту нашего внутреннего ока,
чистоту молитвы. И всякий раз, когда мы
приступим к совершению молитвы, всякий
раз помысл раздражения и гнева будет
возвращать нас мысленно к той обиде, к
тому оскорблению, которую причинили нам
ближние наши. Возвращать с такою силою,
что мы не сможем удержаться от зла.
Помыслы будут внушать нам, что обидчик
досадил нам не спроста, а с целью, да не
бес ли в нем? И так враг будет возбуждать
в нас злые помыслы без конца, чтобы
окончательно разрушить в нас чистоту
молитвы. Вот и подумайте, можно ли при
раздражении нашем совершать чистую
молитву? Нет, нет и нет! Можем ли мы иметь
благорасположение к ближнему своему,
имея на него гнев и злопамятство? Можем
ли мы тогда снисходить к его немощи?
Можем ли в гневе не позавидовать его
счастью, благополучию? Или поскорбеть,
если обижающий нас имеет какое-то
несчастье?..
Вот почему
мне хочется, чтобы мы начали свой подвиг
с борьбы против раздражительности,
гнева и злопамятства. Как совершить во
благо это нелегкое предприятие? Как
победить эти страсти? На такой вопрос
отвечают нам духоносные отцы, которые
сами прошли сей путь и указали нам в
помощь средства, употребляя которые, мы
могли бы действительно научиться
побеждать в себе раздражение, гнев и
злопамятство. Ведь как у нас происходит
в жизни? Кто-то сказал нам какое-то
оскорбительное слово, и мы сразу же
допускаем раздражение, или, как говорит
преподобный авва Дорофей, смущение, и
начинаем рассуждать: зачем он мне это
сказал? Видимо, хочет уязвить меня. Ну,
погоди, я тебе отплачу той же монетой!
Так возникает раздражение. И если мы не
победим его сразу, то оно перейдет в гнев.
А для того, чтобы победить раздражение,
необходимо, как это делали иноки
благочестивые, поклониться ближнему,
который огорчил тебя, и сказать: прости
меня, брат или сестра, что я вызвал в тебе
такое раздражение! И тем самым угасить в
себе смущение и не дать ему укорениться.
Если же мы в самом начале так не поступим,
тогда раздражение укоренится и перейдет
в гнев, который, пылая в нас и перегорая,
оставит после себя целый ворох горячих
углей, готовых возгореться в любой
момент, даже спустя много лет.
Так как же
побеждать эти грехи? Только любовью. Как
говорят святые отцы, в минуты смятения
надо помолиться о человеке, обижающем
нас, обратиться за помощью к Богу
молитвенным воплем: "Господи, помилуй
брата моего и его молитвенным
предстательством помилуй и сохрани нас
от козней врага!" Вот как следует
поступать, тогда не укоренится в нас ни
раздражение, ни гнев, ни тем более
злопамятство.
Проверьте
самих себя, возлюбленные чада мои! Вот,
допустим, в сегодняшний день мы как
будто молились, но об искоренении гнева
и раздражения в себе почти и не просили.
По существу - нет. Видите, как нерадиво мы
подвизаемся!
Мы,
оказывается, не готовы к этому подвигу.
Так как же мы можем успеть в
добродетелях духовных, если мы вообще с
вами не упражняемся в добродетелях? Даже
любое мирское искусство требует
постоянного участия. Ведь не на словах
мы учимся с вами, допустим, готовить пищу,
шить или возделывать сад! Мы
прислушиваемся к советам, смотрим, как
делают другие, а затем уже пробуем
делать сами.
В начале не
очень хорошо получается. А затем? Затем
мы постепенно приобретаем тот или иной
навык и становимся хорошими, искусными
кулинарами, швеями, садоводами... Но если
в мирском деле требуется упражнение, то
как же мы хотим освоить искусство из
искусств - духовные добродетели - без
упражнения в них?
Я хочу, чтобы
все мы с помощью Божией начали бы
ежедневно настраивать себя на борьбу
против греха и на стяжание духовных
добродетелей. Только при усилии с нашей
стороны мы сможем искоренить в себе тот
или иной грех или же предохранить себя
от падения греховного и приобрести ту
или иную добродетель.
|