Представляется
необходимым для понимания важности
поста рассмотреть, сколь часто в Ветхом
Завете рассказывается о святых
праведных людях, которые все важные
моменты своей жизни предваряли постами.
Моисей
вступил в средину облака и взошел на
гору: и был Моисей на горе сорок дней и
сорок ночей (Исх. 24,18). И пробыл там Моисей
пред Господом сорок дней и сорок ночей,
хлеба не ел и воды не пил (Исх. 34,28).
И взошли все
сыны Израилевы и весь народ, и пришли в
дом Божий (Вефиль): и плакали там пред
Господом, и постились в тот день даже до
вечера (Суд. 20,26).
И собрались в
Массифу, и черпали воду и проливали пред
Господом на землю: и постились в тот день,
и говорили: согрешили мы пред Господом (1
Цар. 7,6).
И взяли кости
их (Саула и сынов его), и погребли их под
дубом в Иависе, и постились семь дней (1
Цар. 31,13).
Клялся Давид
говоря: то и то да сотворит со мною Бог,
если я до захождения солнца вкушу хлеба
или чего-нибудь (2 Цар. 3, 35).
И молился
Давид Богу о младенце, и постился Давид,
и, уединившись, провел ночь, лежа на
земле (2 Цар. 12,16).
Пророк Илия,
идя к горе Божией Хорив, постился сорок
дней и сорок нощей (см.: 3 Цар. 19,8).
И убоялся
Иосафат, и обратил лице свое взыскать
Господа, и объявил пост во всей Иудее (2
Пар. 20, 3).
И объявил я
там пост юношам пред Господом Богом
нашим, чтоб испросить от Бога
благополучного пути нам и спутникам
нашим и детям нашим, и скоту.
Как услышал я
эти слова, сел, и плакал, и печален был
много дней, и постился и молился пред
липком Бога Небесного (Неем. 1,4).
И с великим
усердием возопили к Богу все мужи
Израиля, и смирили души свои в посте и
молитвах... И Господь услышал голос их, и
призрел на скорбь их: во всей Иудее и
Иерусалиме народ много дней постился
пред святилищем Господа Вседержителя (Иудифь
4, 9-13). Иудифь возложила на чресла свои
вретище... Она постилась все дни вдовства
своего (Иудифь 8,5-6).
Есфирь
заповедала иудеям: Поститесь ради меня,
и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни
ночью. И я со служанками моими буду также
поститься (Есф. 4,16).
Аз же, внегда
они стужаху ми, облачахся во вретище, и
смирях постом душу мою (Пс. 34, 13).
Колена моя
изнемогоста от поста, и плоть моя
изменися елеа ради (Пс. 108,24). В пятый год
Иоакима... царя Иудейского, в девятом
месяце объявили пост пред лицом Господа
всему народу в Иерусалиме, и всему
народу, пришедшему из городов Иудейских
(Иер. 36, 9). В эти дни я. Даниил, был в
сетовании три седмицы дней. Вкусного
хлеба я не ел, мясо и вино не входило во
уста мои (Дан. 10,2-3).
И поверили
Ниневитяне Богу, и объявили пост, и
оделись во вретища от большого из них до
малого (Иона 3,5).
Это великое
множество примеров показывает, что пост
предварял все великие и страшные
события в жизни ветхозаветных
праведников, тем более мы, просвещенные
благодатью крещения, должны подражать
их добродетелям.
Не об этом ли
говорит и апостол Павел: Это были образы
для нас (1 Кор. 10, 6). И еще: Все это
происходило с ними, как образы; а описано
в наставление нам, достигшим последних
веков (1 Кор. 10, 11).
И Сам Господь
приводит ниневитян в пример всем
кающимся в следующих словах: Ниневитяне
восстанут на суд с родом сим и осудят его,
ибо они покаялись (пребывая в посте) от
проповеди Иониной; и вот здесь больше
Ионы (Мф. 12,41; см.: Лк. 11, 32). Но вы скажете:
Христос освободил нас от ига
ветхозаконного, что и слова апостола
Павла подтверждают: Итак, братия, мы дети
не рабы, но свободной (Гал. 4, 31). И далее
пишет: Итак, стойте в свободе, которую
даровал нам Христос, и не подвергайтесь
опять игу рабства (Гал. 5, 1).
Ответствую и
вам следующими словами апостола Павла:
Если вы обрезываетесь, не будет вам
никакой пользы от Христа (Гал. 5, 2). Из сих
слов ясно обнаруживается, от какого ига
Христос освободил нас: здесь имеется
ввиду иго ветхозаветных жертв, например,
обрезание, которое было видимым знаком и
символом завета, заключенного между
Богом и Авраамом. Мы уже более не
обрезываемся, не приносим в жертву овец,
тельцов, волов, козлов, птиц и других
животных. Но не освободил нас Христос от
того ветхозаконного ига, которое
относится к богопознанию и благим
установлениям. Иначе мы будем свободны
от самого Закона, который дан Богом на
скрижалях.
|