Современное светское образование может быть качественным только в том случае,
если оно включает в себя базовые ценности национальной культуры. В России это
Православие.
С началом нового учебного года с новой силой разгорелись
баталии по вопросу преподавания основ православной культуры в
общеобразовательных школах России. Вопрос стал ключевой темой и прошедших в
январе 2006-го XIV Рождественских чтений в Москве.
— В российских школах должен в обязательном порядке преподаваться предмет
«История мировых религий», при этом вести его должны светские преподаватели, —
считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. При этом он уточняет,
что курс «Основы православной культуры» не будет изучаться отдельно. То есть эти
две дисциплины исключают друг друга.
Между тем Патриарх Московский и всея Руси Алексий II еще на Рождественских
чтениях 2005 года обозначил позицию Русской Православной Церкви: преподавание
истории мировых религий в средних школах не может заменить собой предмет «Основы
православной культуры», поскольку «сугубо информативные знания не смогут посеять
семена добра в детской душе».
На что ссылаются сторонники преподавания истории мировых религий?
Аргументы против
Как светское государство, Российская Федерация не должна
позволять преподавать в государственной школе любое религиозное учение.
Если вводить предмет «Основы православной культуры», то нарушается право на
свободный выбор своей веры каждым человеком.
«Способ, которым предполагается ввести православную культуру в школы, на деле
учит детей смиряться перед правом сильного: мы, живущие в этой стране, —
православные, и нас подавляющее большинство. И если тебе так не повезло, что ты
относишься к другой конфессии, то это твоя проблема. Это еще один принцип, по
которому можно разделить всех на «наших» и «не наших», — заявил глава
издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик.
Доводы в поддержку
«Преподавание истории мировых религий должно быть светским, а
право выбора должно остаться за ребенком», — считает Андрей Фурсенко.
По мнению министра образования, Россия — страна многоконфессиональная, и
введение истории мировых религий будет более корректным по отношению к
религиозному многообразию. Таким образом российским школьникам предоставят
возможность получить представление о глубинных различиях мировых религий.
Разве нравственность является прерогативой одной из десятка мировых религий? В
таком случае как быть с 15% атеистов в нашем обществе? Получается, они априори
источник безнравственности?
Что возражают на это сторонники преподавания основ православной культуры?
Аргументы против
Прежде чем изучать религии других народов, надо изучить свою.
Начинать же с истории мировых религий — это все равно что маленькому ребенку
учить все иностранные языки сразу, вместо того чтобы начинать с родного. А наш
язык — это язык православной культуры.
История мировых религий дает лишь информативные знания, а не целостное
нравственное образование. Вспомним: когда Спасителю нашему пришло время выбирать
апостолов, первыми он избрал простых рыбаков. А ведь наиболее информированными,
наиболее знающими были фарисеи. Но не было в их душе любви к истине и человеку.
Введение в школах истории мировых религий производится без совета с
педагогической общественностью и родителями, без взаимодействия с иерархами
основных религий и учеными-богословами, без учета мнения людей православной
культуры, каковыми, по опросам, считают себя около 80% населения России. Однако
сам факт свободного выбора таким количеством людей Православия, идеалами
которого жили наши предки, вселяет надежду и веру в будущее русского народа.
В моноэтнической стране, какой является Россия (более 83% населения — русские),
введение преподавания истории мировых религий означает, что Министерство
образования препятствует подавляющему большинству населения, ощущающему себя
православными, в осуществлении их права обеспечить своим детям возможность
изучения в средних школах основ русской духовной традиции — православной
культуры. Теперь противники Православия получат возможность запрещать
преподавание основ православной культуры, ссылаясь на государственный
«культурологический» предмет «История мировых религий».
Доводы в поддержку
«Россия нужна миру как Россия Феофана Грека и Андрея Рублева,
Пушкина и Достоевского, как хранительница и продолжательница лучших достижений
нашей культуры, глубоко укорененных в духе православной традиции» — это слова,
сказанные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Именно
духовная доминанта русской культуры позволила ей войти в сокровищницу культуры
мировой.
Патриарх отмечает, что включением предмета «Основы православной культуры» в
программу школ «Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не
только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской
цивилизаций». И, отвечая на возможные возражения, он подчеркивает, что этот
предмет является не религиозной, а культурологической дисциплиной.
Православная Церковь считает, что образование должно не только предоставлять
человеку сумму знаний, но и создавать необходимые условия для духовного
становления личности.
Православная культура может и должна стать надежным щитом, который способен
защитить нас, с одной стороны, от нетерпимости и невежества, с другой — от
суеверий и лжеучений, к сожалению получивших столь большое распространение в
современной России.
Поэтому мы сегодня должны сделать выбор между лукавой ученостью фарисеев и
нравственной чистотой и искренней верой рыбаков-апостолов. Между формальным
подходом, оставляющим наших детей на произвол «ловцов душ» и фактически
подталкивающим их к неверию и безнравственности, и нашим нравственным долгом
передать им великую русскую культуру, созданную поколениями предков на основе
Православия. И этот выбор, от которого зависит наше с вами будущее и будущее
наших детей и внуков, нам придется сделать самим.
Священник Сергий
Заруцкий
|