главная

Духовная доминанта русской культуры


Современное светское образование может быть качественным только в том случае, если оно включает в себя базовые ценности национальной культуры. В России это Православие.

С началом нового учебного года с новой силой разгорелись баталии по вопросу преподавания основ православной культуры в общеобразовательных школах России. Вопрос стал ключевой темой и прошедших в январе 2006-го XIV Рождественских чтений в Москве.
— В российских школах должен в обязательном порядке преподаваться предмет «История мировых религий», при этом вести его должны светские преподаватели, — считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. При этом он уточняет, что курс «Основы православной культуры» не будет изучаться отдельно. То есть эти две дисциплины исключают друг друга.

Между тем Патриарх Московский и всея Руси Алексий II еще на Рождественских чтениях 2005 года обозначил позицию Русской Православной Церкви: преподавание истории мировых религий в средних школах не может заменить собой предмет «Основы православной культуры», поскольку «сугубо информативные знания не смогут посеять семена добра в детской душе».

На что ссылаются сторонники преподавания истории мировых религий?

Аргументы против

Как светское государство, Российская Федерация не должна позволять преподавать в государственной школе любое религиозное учение.
Если вводить предмет «Основы православной культуры», то нарушается право на свободный выбор своей веры каждым человеком.
«Способ, которым предполагается ввести православную культуру в школы, на деле учит детей смиряться перед правом сильного: мы, живущие в этой стране, — православные, и нас подавляющее большинство. И если тебе так не повезло, что ты относишься к другой конфессии, то это твоя проблема. Это еще один принцип, по которому можно разделить всех на «наших» и «не наших», — заявил глава издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик.

Доводы в поддержку

«Преподавание истории мировых религий должно быть светским, а право выбора должно остаться за ребенком», — считает Андрей Фурсенко.

По мнению министра образования, Россия — страна многоконфессиональная, и введение истории мировых религий будет более корректным по отношению к религиозному многообразию. Таким образом российским школьникам предоставят возможность получить представление о глубинных различиях мировых религий.

Разве нравственность является прерогативой одной из десятка мировых религий? В таком случае как быть с 15% атеистов в нашем обществе? Получается, они априори источник безнравственности?

Что возражают на это сторонники преподавания основ православной культуры?

Аргументы против

Прежде чем изучать религии других народов, надо изучить свою. Начинать же с истории мировых религий — это все равно что маленькому ребенку учить все иностранные языки сразу, вместо того чтобы начинать с родного. А наш язык — это язык православной культуры.
История мировых религий дает лишь информативные знания, а не целостное нравственное образование. Вспомним: когда Спасителю нашему пришло время выбирать апостолов, первыми он избрал простых рыбаков. А ведь наиболее информированными, наиболее знающими были фарисеи. Но не было в их душе любви к истине и человеку.

Введение в школах истории мировых религий производится без совета с педагогической общественностью и родителями, без взаимодействия с иерархами основных религий и учеными-богословами, без учета мнения людей православной культуры, каковыми, по опросам, считают себя около 80% населения России. Однако сам факт свободного выбора таким количеством людей Православия, идеалами которого жили наши предки, вселяет надежду и веру в будущее русского народа.

В моноэтнической стране, какой является Россия (более 83% населения — русские), введение преподавания истории мировых религий означает, что Министерство образования препятствует подавляющему большинству населения, ощущающему себя православными, в осуществлении их права обеспечить своим детям возможность изучения в средних школах основ русской духовной традиции — православной культуры. Теперь противники Православия получат возможность запрещать преподавание основ православной культуры, ссылаясь на государственный «культурологический» предмет «История мировых религий».

Доводы в поддержку

«Россия нужна миру как Россия Феофана Грека и Андрея Рублева, Пушкина и Достоевского, как хранительница и продолжательница лучших достижений нашей культуры, глубоко укорененных в духе православной традиции» — это слова, сказанные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Именно духовная доминанта русской культуры позволила ей войти в сокровищницу культуры мировой.

Патриарх отмечает, что включением предмета «Основы православной культуры» в программу школ «Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизаций». И, отвечая на возможные возражения, он подчеркивает, что этот предмет является не религиозной, а культурологической дисциплиной.
Православная Церковь считает, что образование должно не только предоставлять человеку сумму знаний, но и создавать необходимые условия для духовного становления личности.

Православная культура может и должна стать надежным щитом, который способен защитить нас, с одной стороны, от нетерпимости и невежества, с другой — от суеверий и лжеучений, к сожалению получивших столь большое распространение в современной России.

Поэтому мы сегодня должны сделать выбор между лукавой ученостью фарисеев и нравственной чистотой и искренней верой рыбаков-апостолов. Между формальным подходом, оставляющим наших детей на произвол «ловцов душ» и фактически подталкивающим их к неверию и безнравственности, и нашим нравственным долгом передать им великую русскую культуру, созданную поколениями предков на основе Православия. И этот выбор, от которого зависит наше с вами будущее и будущее наших детей и внуков, нам придется сделать самим.

Священник Сергий Заруцкий
 

Воронеж Православный №11-12 (97-98) 2006