Фильм Павла Лунгина «Остров» смотрели все священники Борисоглебского благочиния.
Общее мнение следующее: «Картина хорошая, она заставляет задуматься о смысле
жизни человеческой».
Споры в среде духовенства развернулись лишь по отношению к идейному содержанию
фильма. Духовенству понравились многочисленные напоминания о смерти, о
необходимости слезами покаяния готовиться к переходу в иной мир. Положительно
оценены и примеры поведения игумена обители. Он видит свои немощи, осознает, что
у него не получается как следует пастырское служение, и потому просит помощи у
Господа, ищет способов исправиться.
Что же касается главного героя фильма, то оценка его поступков неоднозначна.
Многие священнослужители в старце Анатолии заметили главное – подвижник не
считает себя святым, но оценивает свое состояние как нечистое и греховное. Это
верная жизненная позиция, это свойственно Православию! Хорош также и сюжет о
молодой женщине, пришедшей брать благословение на аборт. Старец Анатолий ей
правильно по своему горькому опыту объясняет: «За грех убийства младенца во
чреве – всю жизнь будешь маяться».
Однако, есть и несоответствия. Прежде всего, дух подвижника старца Анатолия не
мирен, как об этом он сам свидетельствует, говоря: «Всю жизнь я не имею мира в
душе». Окружающие его люди от общения с ним также заражаются этой страстью и
приходят в смущение и смятение. Это подчеркивается и музыкой за кадром, и
работой оператора. И, если по слову преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух
мирен и тысячи спасутся около тебя», то когда дух не мирен, то это послужит
соблазном для многих. Почему же не мирен дух старца? Анатолий в юности убил
человека. И если бы он покаялся пред Всевышним, то Господь бы простил его и
сделал состояние его души мирным и радостным. Но он почему-то считает, что Бог
не в силах очистить его от греха, и лишь только убиенный им человек может
разрешить его от жестоких мук совести о соделанном. То есть, как многим
показалось, старец Анатолий не Богу предстоит, а все делает на показ людям! Об
этом свидетельствуют и его неразумные советы некоторым приходящим к нему
паломникам. Вот, к примеру, он советует женщине-сельчанке: «Продай все имение
твое и поезжай во Францию». Зачем? Ради Бога? – Нет! Опять ради того же
человекоугодия: «Ты там любимому очи закроешь». А как она дальше-то жить будет?
Старец об этом не задумался! Без средств, без опыта нового образа бытия она же в
отчаянном положении окажется и погубит свое спасение! К тому же советы им даются
в повелительной форме, не допускается никакого возражения со стороны духовных
чад. А Богу нужны доброхотные послушники. Настоящие старцы, по слову Апостола
Павла, не властвуют над словесными овцами, преподавая наставление не
приказывают, а стараются подвести человека к самостоятельному решению – принять
волю Божию. И не сразу выговаривают, но смотрят – куда Дух Святой ведет пасомого.
Смущает невоцерковленность старца. Он по сценарию – священник, но сана своего
священного он стесняется и скрывает его от людей. Особенно это заметно при
рассказе о его смерти. Все настоящие старцы (к примеру, Оптинские) недели за
две-три до кончины каждый день соборовались, исповедовались и приобщались Святых
Даров. А здесь мы видим как Анатолий совершенно нерадит о религиозной подготовке
к переходу в мир иной.
Неверно и его представление о привязанности к вещам. Имеется в виду тот случай,
когда он сжег обувку у отца настоятеля. Я, так до сих пор не понимаю, как игумен
без обуви будет совершать свое служение? Сапоги – не роскошь, но были нужны по
необходимости! А, вспоминая, как он перекрыл дымоход при горящих углях, считаю,
что Анатолий совершил новое преступление, подвергнув смертельной опасности
своего авву.
Самое же страшное на наш взгляд то, что подвижник дружелюбно «разговаривает» с
бесом, называет нечистого духа «знакомым» и приветствует его жестами и
возгласами. Демоны – враги рода человеческого и все без исключения угодники
Божии гнушались общения с ними и относились к ним с гневом и ненавистью.
Впрочем, никакой артист и не в силах передать поведение действительно святого
человека – это невозможно! И, потому, необходимо понять, что главный герой – это
не образ святого прославляемого Церковью, но он – воплощение народных чаяний о
«великом старце». Отец Анатолий – это тот, кого ждут люди, это «священник
человеческой мечты».
Все сказанное выше никоим образом не умаляет достоинств фильма. Благодарение от
священников благочиния Павлу Лунгину за то, что предложил нам материал для
душеполезных размышлений. Считаю, что фильм действительно хорош, и хорош тем
именно, что заставляет задуматься о смысле жизни человеческой.
|