главная

Русские святые: кто они?


В первое воскресенье июля Русская Православная Церковь отмечала праздник, который в святцах называется днём Всех святых, в земле Российской просиявших. И всегда через две недели после Троицы мы вспоминаем всех русских святых.
Впервые этот праздник был установлен в 1918 году на Всероссийском Церковном Соборе. Под Российской землёй имелась в виду Россия в границах Российской империи и даже шире — в границах миссионерства Русской Православной Церкви. Поэтому в службе всем святым, в земле Российской просиявшим, поминаются не только те святые, которые жили в Грузии, в Армении, но также и в Китае и Японии, тем самым утверждая вселенскость Православия.

Кто эти люди?

Каждый из нас хоть раз да слышал их имена. Это и равноапостольный великий князь Владимир (преставился в 1015 году. Далее в скобках указаны годы смерти), и благоверные князья Борис и Глеб (1015), преподобные Антоний и Феодосий Печерские (1074, 1075), преподобный Илия Муромец (ок. 1188), святой благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий (1263), преподобные Сергий и Герман Валаамские (ок. 1353), преподобный Александр Пересвет, схимонах-воин, Радонежский (1380), преподобный Андрей Ослябя, схимонах-воин, Радонежский (ХIV в.), святой благоверный великий князь Димитрий Донской (1389), преподобный Сергий Радонежский, чудотворец (1392), преподобный Андрей Рублёв (ХV в.), преподобный Нил Сорский (1508), преподобный Максим Грек (1556), святой мученик Павел Русский (1683), святитель Питирим, епископ Тамбовский (1698), святитель Митрофан Воронежский (1703), святитель Иоасаф, епископ Белгородский (1754), преподобный Серафим Саровский (1833).
Какие прекрасные и значимые для русской души имена! А ведь мы не назвали и сотой части этих земных ангелов. Кто исчислит сонмы русских святителей, преподобных, благоверных князей-воинов, Христа ради юродивых, мучеников-страстотерпцев, безвестных отшельников и схимников, благочестивых мирян? А ведь есть ещё неявленные русские святые, слава которых пока не открыта миру. И мы знаем, что нет другой такой страны, в которой было бы столько святых. Это уникальная и неповторимая особенность России. Многочисленный сонм русских святых — её великое богатство. Царство Божие — наполовину русское Царство.

Наши святые — душа русского народа

Русские святые. О них мало говорят и редко пишут. Но когда в 1941 году пришла пора испытаний для России, вновь вспомнили забытые было имена святых благоверных великих князей Александра Невского и Димитрия Донского, святого праведного адмирала Феодора Ушакова — защитников земли русской. Великая Отечественная война являлась не просто гигантским сражением огромных армий. Прежде всего это была духовная битва, в которой, если говорить словами Ф.М. Достоевского, диавол боролся с Богом. И совсем не случайно она началась в день, когда Русская Православная Церковь отмечала память всех святых, в земле Российской просиявших, а закончилась к дню памяти святого великомученика Георгия Победоносца, покровителя Москвы, в светлые пасхальные дни (Пасха в 1945 году была 6 мая).
В наше, может быть, не менее тяжёлое время нравственного испытания русского народа нам ещё более необходима опора в лике Собора русских святых. Ведь они в земной жизни своей чистотой, справедливостью, духовностью и праведным житием создали нравственный щит русского народа.
Собор русских святых это духовное сосредоточение русского народа, его душа, выраженная в лучших представителях. Русские святые — это народный идеал, самое лучшее, самое чистое, самое главное в народе, его духовный стержень и опора, нравственная сила. Русские святые — наше сокровище.
Народный идеал в России веками выражался понятием «Святая Русь». Но где он сейчас?

Что произошло с нами?

Наши святые близки нам по плоти и имеют наш, русский генный набор — но так ли мы близки им по духу? Этот разрыв между плотью и духом в русском народе даёт повод нашим недоброжелателям упрекать русских в лукавстве, в бессознательности нашей веры. Но мы знаем, что русский народ верит более чем осознанно. Другое дело, что отдельные его представители не до конца понимают то, во что верят. Тем не менее в целом он хранит веру Православную, веру своих отцов и прадедов. А следовательно, Русская земля называлась и будет называться Святой Русью. «Только ещё к одной стране приложено это название — к Святой Земле, в которой просиял Господь наш. Никто из других стран, никто из других народов не принимает этого звания. Почему? Потому что самое важное для нас, самое драгоценное, самое великое — это святость. Это идеал, это предел стремлений русского народа», — писал святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.
Вот почему наша Церковь так стремится к общению со святыми. Общение с Богом — это наша молитва. Молитва человека — голос его души. А душа русского народа — русские святые. Поэтому в нашей беседе с Богом незримо участвуют и наши святые. «Они и прежде были просителями милости Божией, и доныне стоят перед Богом, слышат молитву людей, живущих на земле, и многократно усиливают её».
Русские святые — это божественный плод тысячелетней Православной веры русского народа. За это тысячелетие народ наш настолько укоренился в Православии, что теперь быть русским — значит быть православным. И в какой степени мы православные, в такой степени мы и русские.
Это понимают и наши враги. З. Бжезинский, один из основных идеологов так называемого «мирового правительства», провозгласил уничтожение Православия главной задачей устроения мирового порядка.
Но, имея столь великое множество святых в Русской земле, мы имеем на Небесах своих старших братьев, наших покровителей и ходатаев, которые видят наши нужды и слышат все наши молитвенные воздыхания. И как истинная любовь ко всему человечеству начинается с любви к родным, так и истинное почитание всех святых невозможно без почитания святых нашей земли. У нас есть возможность посещать места их подвигов, молиться у их мощей, брать целебную воду из источников, возникших по их молитвам.
В наших домах и храмах, под куполом русского неба мы молимся перед иконами с ликами наших родных святых, стоящих у престола Божия. А они — наши защитники и покровители земли Русской — молятся о нас, о спасении всего нашего народа.
Мы как православные люди имеем право и должны обращаться к русским святым. И можем быть уверены, что они наши молитвы услышат и не оставят нас без утешения.

Все святые земли Российской, молите Бога о нас!
 

Священник Сергий Заруцкий, кандидат социологических наук.