Триста лет — со времён Петра Первого — Россия ориентирована на Запад и считает
себя западной страной. Более того, русские люди называют себя европейцами. Тем
более странно для русского человека узнавать при личном взаимодействии с
европейцами, что сами они считают русских не европейцами, а скорее азиатами или
даже варварами.
Почему так?
Начнём с XVIII века. Великий император русских Пётр Первый в
противодействии с крымскими татарами и турками завоевал тогда новую землю: от
сторожевой Белгородской черты до Азовского моря. Огромное пространство. И как
всякий покоритель новых земель он решил основать новую столицу России на
берегах Азова. Но императорский духовник, первый епископ Воронежский святитель
Митрофан называет иное место — Санкт-Петербург. Удивительно, не правда ли? Один
из правящих архиереев того времени на триста лет вперёд указывает базовый
вектор интересов России. И ещё более удивительное заключается в том, что Пётр
отказывается от укоренившейся логики завоевателей и действительно основывает
новую столицу на берегах Балтийского моря.
Российский император также оставляет завещание, смысл которого заключается в
том, что мы европейцы и что Европа — наш дом. Он считал, что мы должны по уши
сидеть в европейских делах.
Кто же он, наш святитель Митрофан, всея России чудотворец? Это одна из наиболее
таинственных личностей в истории России. Святитель стоит в ряду наиболее
значимых русских святых — строителей нашей государственности. Среди
существующих оценок его личности есть и такая: «Один из наиболее богоблизких
святителей». То есть ориентация на Запад для России — воля Божия, переданная
через святителя Митрофана Воронежского.
В чём же заключается эта воля Божия? В том, что Россия должна стать европейской
страной?
Какие ещё существуют
варианты?
Россия может выполнить роль мостика, соединяющего Запад и
Восток, — в этом суть так называемого евразийского проекта. Вспомним Гумилёва,
который, умирая, говорил, что спасение России в евразийстве. Существует ещё
вариант: Россия — великая восточная держава, как Китай, как Индия. Итак, три
подхода: Россия — европейская держава; Россия — восточная держава; Россия —
евразийская держава, то есть некое соединение, коммуникация между Западом и
Востоком.
Если схематично нарисовать евразийский проект, то он будет выглядеть следующим
образом: Запад — Россия — Восток.
Но что-то в русском сердце по этой схеме не складывается. Не складывается
евразийская схема и по результатам распада СССР: у русских не оказалось
евразийских союзников, как, впрочем, и
европейских друзей. Провал евразийского проекта как в виде Российской империи,
так и в форме СССР обуславливает идеологические метания современной российской
власти в выборе метаидеи. Это приводит как к попыткам присоединиться к Западу,
так и к дипломатическому заигрыванию с Востоком. Хуже всего, что сейчас
заговорили о том, что надо не думать о своём месте в мире, а просто жить, без
всяких там метаидей, а желательно и без идей тоже. Вся эта эклектика
диагностирует идеологический тупик. Для полноты описания роли и статуса России
вспомним ещё один вариант, который почему-то всегда остаётся на задворках всех
дискуссий о месте России в мире. А именно: быть самими собой. России суждено
быть Россией, и ничем иным. Русским быть русскими и, следовательно, быть
православными, а не некими советскими людьми, интернационалистами и кем-либо
ещё. Отказываясь от своих родителей, от своих предков, от веры отцов, мы
отказываемся от самих себя и становимся никем. А никто и не существует. Здесь
уместно привести слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Перестали
понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня.
Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
Следовательно, мы, русские, находимся под взором Сущего. Но под взором Сущего
находится не Запад и не Восток, не разделённое, но целое.
С другой стороны, оставаясь на позициях логики, противостоять Западу может
только Запад, а Востоку — Восток, поскольку мы имеем дело с процедурами удвоения
сущности, которые и есть как бы две «ноги», позволяющие человечеству двигаться
в своём развитии.
Но современный Запад достаточно целостен, и существующие противоречия внутри
англосакской цивилизации не угрожают его структуре ценностей. Восток же
раздвоен на Восток мистический (Индия, Китай) и Восток магический (Латинская
Америка). И в этой схеме сразу определяется место Запада как связующего
элемента. Схематично это будет выглядеть следующим образом: Восток магический —
Запад — Восток мистический.
А где же место России?
Россия в этой схеме — это Вселенское, целостное, объемлющее
всё и вся, несущее в себе православную мистику и православный обряд, а также
коммуникативную культуру Запада. Именно этого коммуникативного, связующего
момента не хватает в тотальной полноте нам, русским. Именно эти особенности
Запада и завершают вселенскую полноту русского православного человека. Именно
в этой части мы последние 300 лет движемся по воле Божией и по заповеди
святителя Митрофана Воронежского. Это та вселенскость, о которой поминает
Достоевский, говоря, что широк русский человек, сократить бы его. А Господь
расширяет русского человека...
Но имеет право на существование и исторический подход к теме «Разделение Запада
внутри себя» в период античности, которое носило сущностный характер. Древняя
Греция отвечала на исторически поставленный вопрос «Что?»: что есть человек и
что есть мир. А Древний Рим отвечал на вопрос «Как?», то есть каким способом
человек должен сосуществовать с другими людьми и с миром.
Две великие европейские цивилизации ответили на эти вопросы, породив два
механизма ответов: философию (рефлексию) и право (регламентацию). Таким
образом, Древняя Греция проложила интерес к онтологии, к сущности, к Единому, к
Объемлющему. А Древний Рим — к регламентации частной жизни человека, то есть
к коммуникативной культуре. Эти механизмы ответов были так глубоко освоены
европейцами, что указанное разделение присутствует и в современном мире. А
именно — разделение мира на Запад и Восток, Запад и Россию.
Таким образом, разделение Европы на Западную и Восточную является далеко не
случайным. Древняя Греция — Византия — Россия. Здесь присутствует
целостность, абсолютизм, державность, ведь главное — в этом векторе
исторического движения есть смысл, идея, а право здесь — инструмент для
поддержания этой целостности. Древний Рим — Западная Римская империя—Западная
Европа. В этом векторе исторического движения проступает регламентированная
коммуникативная культура, чистенькая, без признаков варварства и без базовых
ценностей, если таковыми не признавать формулы западных отношений — как
межличностных, так и между государством и личностью.
Здесь уместно сделать отступление, вспомнив цитату из тютчевского письма: «Я
не без грусти расстался с этим гнилым Западом, таким чистым и полным удобств,
чтобы вернуться в эту многообещающую в будущем грязь милой Родины».
Да, в Европе легко жить, если не задаваться вопросом, зачем жить. Теми
онтологическими вопросами, которые достались нам от древних греков. И в этой
логике трудно представить себе становление права как типологии жизни и модели
поведения человека в России, где право всегда было Правдой, Справедливостью.
Современное религиозное разделение Западной Европы и России, конечно же, несёт
воздействие культурных традиций и античной Греции (православие), и античного
Рима (католицизм). В богословии православия доминирует онтологическая
проблематика, в то время как в католицизме иная философская традиция —
римский эклектизм. Поэтому мировоззренческий стиль западной теологии более
историчен, а стиль восточной теологии более космологичен. Базовые
характеристики западного мировоззрения — свобода, индивидуализм, правовое
государство, то есть Право (Рим). Базовые же характеристики русского
мировоззрения — соборность, община, держава, объединённая национальной идеей,
то есть философия (Греция).
Запад историчен, то есть там доминирует временная координата, а Россия
космологична, то есть выходит на первый план координата пространственная (что
нашло отражение, как мы видим, в территории государства). Европеец живёт во
времени, русский — в пространстве (поэтому для него потеря даже маленького
острова столь болезненна), для русского времени нет (то есть оно идёт, а ничего
не меняется — для внешнего наблюдателя). Для европейцев главный противник —
пространство, поэтому они строят дороги. Для русских противник — время,
поэтому мы такие терпеливые. Всё это, несомненно, присутствует в реальной
практике, и без учёта этих факторов нельзя говорить о длительных прогнозах
усвоения римского права в России. Правомерней, с нашей точки зрения, говорить в
отношении России об интеграции права и правды, что находится в русле философской
политической концепции «Москва — третий Рим».
То есть Россия не как особый путь, а как объемлющее, интегрирующее,
объединяющее разделённые сущностно Древний Рим и Древнюю Грецию, Право и
Правду, Значение и Смысл, Право и Философию. Такая форма освоения
действительности — это уже не тотальность, а Всеединство (охват полем
нравственности многообразия действительности, охват полем смысла многообразия
значения, охват полем справедливости многообразия общественных отношений,
охват правдой правовых норм и т. д.). Такое понимание пути России открывает для
неё «смысловое небо» и, следовательно, Дорогу, Путь.
|