главная

Неоязычество в Воронеже

Сибирские язычники-солнцепоклонники открыли выставку в Воронеже

В литературном музее Воронежа открылась выставка "Этот солнечный мир" из коллекции новосибирского "Музея Солнца", в которой представлены разнообразные предметы прикладного искусства, живописи, фотографии и тексты. Все экспонаты данного музея представляют собой изображения и символы светила.
Церемонию открытия выставки в Воронеже освятил лично директор новосибирского "Музея Солнца" Валерий Липенков, прочитав молитву, обращённую к богу солнца древнеславянского пантеона Сварогу. 
По замыслу организатора акции, молитва призвана была испросить благословение у солнца на акцию, которая продлится в Воронеже до 30 ноября, после чего часть предметов экспозиции останется в Воронеже, где будет создан второй музей солнца. Особый интерес к Воронежу, по словам Липенкова, вызывает у него и его единомышленников то обстоятельство, что именно "здесь сохранились древние славянские символы, святилища, предположительно относящиеся к бронзовому веку". (Профессиональные археологи утверждают, что этничность людей "эпохи бронзы" определить в принципе невозможно).

Комментарий православного священника

Открытие в литературном музее Воронежа сибирскими язычниками-солнцепоклонниками выставки "Этот солнечный мир", побывавшей до этого во многих городах России, наглядно продемонстрировало, что неоязычество набирает все большую силу.

Если слепой ведет слепого... оба они попадут в яму.
Круг ведут волхвы Язычники у кумира Свентовиту

Деятельность незначительных по численности неоязыческих групп можно было бы игнорировать, не будь их столь большое количество и не отличайся они огромной активностью. В настоящее время неоязычники не только регулярно проводят свои съезды и участвуют в различных экологических движениях и акциях, но и выпускают около двух десятков газет и журналов в самых различных уголках России, а их сайты в сети Интернет многочисленны и общедоступны.

Первые группы новых поклонников Перуна и Велеса появились в России еще в советские годы, вдохновляемые такими идеологами, как Валерий Емильянов (Велимир), Анатолий Иванов и Алексей Добровольский (Доброслав). Уже тогда определилась одна из основных целей деятельности неоязычников – борьба с Православием. Перу упоминавшегося выше Велимиру принадлежит книга «Десионизация», в которой христианство оценивается как «предбанник сионизма», а название произведения Анатолия Иванова говорит само за себя – «Христианская чума».

Особенно неоязычество расцвело в последнее время. Многочисленные антихристианские памфлеты, такие как: «Преодоление христианства» В. Авдеева, «Стезя правды» И. Синявина, «Христианство» А. Иванова и Н. Богданова и так называемый «языческий роман» (книги Марии Семеновой – «Волкодав» и др.; цикл романов Галины Романовой «Сварожичи»; книга Юрия Никитина «Княжеский пир») можно встретить практически на каждом книжном прилавке или лотке.
Верования русских неоязычников весьма разнообразны и пестры, что объясняется несколькими причинами. В своем изначальном виде язычество уже давно прекратило свое существование, поэтому существует самых широкий простор для различных спекуляций относительно языческих мифов и ритуалов. Все это усугубляется еще и тем, что неоязычество находится в стадии становления, и традиции, которые могли бы хоть как-то ограничивать мифотворчество, просто отсутствуют. Наконец, для язычества вообще характерно отсутствие жесткой системы догматов, и это тоже дает возможность для самых разнообразных спекуляций.

Организованные неоязычники, как правило, группируются вокруг отдельных личностей. С другой стороны, сейчас вполне можно говорить о существовании целого слоя так называемых «политических неоязычников», т.е. тех, для кого приоритетной является именно политическая, а не духовная деятельность. Из политических организаций неоязычников следует упомянуть Русское Национально-Освободительное Движение, созданное Доброславом, Русскую Партию России Виктора Корчагина и Партию Духовного Ведического Социализма.

Влияние неоязычества обнаруживается не только в политике и литературе, но и в музыке и даже в спорте. Неоязыческими по сути являются клубы «древнерусских ратоборств» и славяно-горицкой борьбы, создатель которой Александр Белов (Селидор) является одним из самых активных неоязычников еще с перестроечных времен.
Существует и неоязыческая рок-музыка – pagan metal, представленная такими группами как «Коловрат», «Вандал» и «Северные врата», и активно пропагандируемая в журналах «Тяжелый марш», «Перун», «Сполохи» и «Снежень». Появляется все большее количество музыкальных групп (например, «Арктида»), которые вносят русские этнические мотивы в изначально связанные с оккультизмом стили, такие как ambient, dark wave electronic, trance music. Продукцию этих групп активно распространяет Центр Славянской Музыки и студия «Стрелы Перуна». Причем неоязычество среди рокеров теснейшим образом связано с практикой магии и сатанизма. Студия «Стрелы Перуна» распространяет не только «языческую музыку», но и «Записную книжку дьявола» Антона Ла Вея.

По сути, неоязычество, как движение, является совокупностью религиозных групп, исповедующих мистико-расистские доктрины, основанные на синтезе славянской древнеязыческой мифологии, теософски осмысленном индуизме и оккультных практиках.

Выделяются следующие элементы общие для всех неоязычиских течений: 1. русские (славяне) считаются древнейшей расой; 2. признание своего мировоззрения «наукой»; 3. антисемитизм; 4. неприятия христианства как религии, помогающей евреям на их пути к мировому господству; 5. пантеизм и признание природы самотворящей силой.
Неоязычество отвергает тысячелетний путь Православной России, само слово «Россия» едва ли не бранное для большинства «староверов». Прикрываясь театральными декорациями древнерусского пантеона, на деле неоязычники исповедуют эклектическую оккультную доктрину, сочетающую в себе учения теософов, розенкрейцеров, зороастрийцев, ведантизм, древнеегипетскую магию, присоединяя сюда экстрасенсорику и НЛО.

Неоязычников отличает две черты: агрессивность, прежде всего, ко всему христианскому, и тесная спаянность общины-рода, которая характерна для большинства сект. Неоязычество спекулирует народным протестом против вопиющей несправедливости современного миропорядка, отсутствием наглядной и здравой национальной идеологии и распространяется на волне всеобщего интереса и увлечения оккультизмом и магией. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности, смещая нравственные устои, например, таким утверждением: «тьмы нет, все – свет» (что это, как не повторение сатанинского девиза «нет ничего истинного, все позволено»).

Распространению неоязычества способствует и сам дух нашей эпохи – отторжение таких существенных моментов христианской ментальности, как представления о греховности человека, необходимости иметь смирение и страх Божий. Нередкой тематикой неоязыческих произведений является обличение христианства именно как религии рабов и юродивых. Росту интереса к неоязычеству способствует и распространенный культ физической силы и красоты человеческого тела – в этом смысле вполне понятно появление «русского стиля» в единоборствах и возрождение «древнерусских ратоборств».
Таким образом, на лицо возникновение новой субкультуры, где под личиной фольклора проводится оккультная и эзотерическая подоплека. Агрессивное антихристианство неоязычества дает повод считать его одним из видоизменений сатанинской традиции, приспособленной к русским условиям. Генеральное направление этой традиции осуществляет глобальное движение «New Age» («Новый век»), имеющее своей главной задачей уничтожение христианства и учреждение всемирного синтеза религиозных конфессий в виде культа некоего «верховного существа».

Все перечисленные факторы свидетельствуют о том, насколько неоязычество опасно как для общества, так и для души каждого человека, насколько широко и повсеместно оно распространено, и что оно является проявлением действия в мире той темной силы, с которой Святая Церковь непрестанно борется за души людей. Сегодня неоязычество еще не может составить конкуренцию христианству, но его способность к мимикрии вызывает настороженность и указывает на необходимость тщательного исследования этого явления и необходимость его самой серьезной критики.

Иерей Димитрий Бондаренко