СКАЗКА-ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК... |
Какой урок извлекут для себя добры молодцы из современных телесказок? Массовая культура западного «розлива» вторгается в нашу жизнь, меняет ее, перекраивает под себя, навязывает ценности, потребности, желания, диктует модели поведения. Мы обратились к безобидным с виду игровым телешоу, которые «освобождают» участника от обязанности быть человеком, разрешают забыть о чести и достоинстве и утверждают одну лишь «вечную» ценность - быстрые и легкие деньги. Сегодня мы снова обращаемся к деятельности наших ультралиберальных СМИ, ведь именно они играют лидирующую роль в разрушении той культуры, которая носила имя христианской. Переоценка «устаревших» норм и перетолковывание неугодных понятий происходят повсеместно, но самое страшное, что главный удар наносится по тем, кто еще не в состоянии сделать полноценный нравственный выбор между добром и злом, чье сознание еще только формируется, - по нашим детям. Изменение духовных и нравственных ориентиров легче всего происходит в детском возрасте. Первый шаг - уничтожение традиционной символики добра и зла совершается, когда нравственные понятия, стоящие за символами, постепенно утрачивают однозначность, становятся относительными. Так, дракон в христианской культуре - символ абсолютного зла: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 9). В средневековой литературной традиции христианского Востока и Запада символ духовного зла воплощается в образе злобного чудовища - огнедышащего дракона (сказание о Георгии Победоносце «Чудо святого Георгия о змии»; чудовищный дракон Грендель в древнеанглийском сказании о Беовульфе; в русских сказках - Змей Горыныч). Но вот появляется «милый дракоша». Он, конечно, изрыгает, как водится, пламя, но подружиться с ним можно, и в нужный момент дракоша поддержит друга своим огненным дыханием. Вампиры и безобразные привидения - персонажи сатанинского мира. Но в «постхристианском обществе» кардинально меняются духовные и эстетические представления: инфернальный мир условен, не так страшен и не являет собой абсолютного зла. Не все вампиры - исчадия ада, в чем убеждает маленького зрителя мультсериал о приключениях вампиреныша, а подросткам американские режиссеры предлагают «Баффи» - лирическую повесть о том, что и вампирам «ничто человеческое не чуждо»: влюбленный вампир готов вступить в борьбу со своими сородичами за любимую девушку и неотъемлемое право человека питаться гамбургерами и пить кокаколу, а не человеческую кровь. Что касается привидений, то и они поддаются перевоспитанию, главное - найти в древних манускриптах необходимые педагогические технологии. В сущности, нет бездны, отделяющей нечистых духов от «полезных» человеку, надо лишь знать, как нечистых подчинить себе и направить их деятельность в нужное русло. Допускаю возражение: «Ведь это сказки, разве в классических сказках не присутствуют персонажи, заимствованные из времен древнего язычества? Здесь и гномы, и феи, и колдуны, и Баба Яга, и Кащей Бессмертный». Да, присутствуют, но здесь сказочный сюжет развивается по строго заданным нравственным координатам: мифические персонажи - это образы либо зла, либо добра. Кащей Бессмертный не может стать великодушным, Баба Яга - красивой, феи бывают либо добрыми, либо злыми, перевоспитать их невозможно, ибо такова природа духовного зла. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». В традиции классической литературы сказка преподавала ребенку первый урок «испытания духов» - от Бога ли они. Зло безобразно и пагубно, заигрывать с силами зла смертельно опасно для человека. Какой же намек содержится в сегодняшних телесказках и какой урок извлекут для себя наши добры молодцы? Намек весьма прозрачен: бабушкины сказки - анахронизм, поскольку они отражают «догматические» понятия о добре и зле. Урок же для добрых молодцев один: любой союзник пригоден для достижения желанной цели. Естественно, что в маскультуре этого мира должны быть переосмыслены символы и образы, восходящие к христианскому мировоззрению, отражены новые представления о жизненных ценностях, целевых установках и поведении человека «новой формации». Таким образом готовится почва для внедрения идей Нью-Эйжда. Черная мистика, оккультизм, эзотерика, которые обрушиваются на детей и подростков с экранов ТВ, размывают научно-позитивное знание о мире видимом (материальном), и это отнюдь не жанр фантастики. Ньюэйджевская режиcсура стремится к эффекту достоверности, соединяя обыденную реальность с мистицизмом и псевдонаучными теориями. После такой промывки мозгов интерес к естествознанию, к физике (при наличии природных способностей) легко перемещается в область ньюэйджевской «метафизики». Астрономия исчезла из школьной программы, зато астрология, широко рекламируемая СМИ, в обыденном сознании обретает статус «новой науки», которая возродила и «научно» интерпретировала «древнюю мудрость Востока». Эта «древняя мудрость» (оккультная эзотерика) проникла и в систему народного образования. Откройте учебное пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5-7 классов. Информация к серьезному размышлению: чем занимается государственный университет педагогического мастерства Санкт-Петербурга, создавший специальный факультет экологического и валеологического образования, где подвизается доцент Л. Г. Татарникова, успевшая защитить докторскую диссертацию, выпустить монографию и успешно приступить к изданию школьных учебников по новому предмету, который официально переводится с латыни как «наука о здоровье». Читаем текст учебного пособия: «Вот чему учит нас древняя мудрость востока. Наша планета, как и всякая другая, состоит из трех миров. Первый из них - это физическая часть планеты: наш земной шар. Он называется миром плотным, или физическим. Второй мир - это «тонкая часть» планеты: мир чувств, желаний, эмоций. Этот мир называется миром тонким, или астральным. И третий мир - это мир мысли: он называется миром огненным. Все три мира совмещаются концентрически один в другом, образуя сложное тело планеты. Такое строение напоминает русскую матрешку... Все три сферы планеты, все три мира ее - населены. Живущие в одном мире не видят
других миров и не ощущают их. Но они переходят
из одного мира в другой, - умирая в одном,
они нарождаются в другом. В каждом из этих
миров человек имеет свое тело. Во время сна
тонкое тело отделяется от физического и
уходит в тонкий мир. То же самое происходит
и в момент смерти человека». Этот
эзотерический пассаж завершается
вопросом к ученику: «А ты что думаешь по
этому поводу?» Не знаю, что должен думать
ученик после сего откровения «Агни Йоги»,
но я лично думаю, что если просвещение и
дальше так пойдет, то Российская земля
определенно не сможет рождать «быстрых
разумом Невтонов». Место Ньютонов займут
теософы и антропософы с учеными степенями. |
Ю.В. УШАКОВА |